реклама


Анна Евсейчик / Фото: Надежда Бужан /

Предпринимательство — не история, которая зависит от возраста или опыта. Чтобы сделать это утверждение реальностью, унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», Молодежный бизнес-инкубатор и центр поддержки предпринимательства ОДО «Бизнес развитие» создали социально-образовательный проект бизнес-школы «От идеи до бизнеса». Группа компаний Coca-Cola HBC реализует его в рамках программы Youth Empowered в 28 странах. Три дня профессионалы в области бизнеса делятся знаниями с молодыми предпринимателями и знакомят с примерами удачных стартапов. А еще здесь любят играть в «Фликсу» ― настольную игру про бизнес и недвижимость. Мы побывали на одной из игровых партий и пообщались с менторами и выпускниками бизнес-школы.

«Фликса» ― карточная настольная игра, которая часто используется в образовательных программах по повышению финансовой грамотности. Здесь все как и в реальной жизни: у игроков есть несколько видов недвижимости и определенная денежная сумма. Цель игры ― накопить прибыль от активов и увеличить капитал.

Объяснить правила для тех, кто играет впервые, вызвался автор «Фликсы» и создатель бренда «Игрика» Константин Журавский.

― Настольными играми я занимаюсь уже около 10 лет. Изначально мы придумали игру, правила которой было очень сложно объяснить. Я долго размышлял, как сделать ее проще. Была идея организовать все в виде телешоу, мы даже начали писать сценарий, но на подготовку такого проекта все же необходимы большие ресурсы. Тогда мы и решили перенести игру на карточки, — рассказывает Константин. — Название складывается из двух английских слов ― «flip» (перевернуть) и «exchange» (обмен), так как в процессе игры вы переворачиваете карточки и обмениваете деньги на какие-либо ресурсы.

Когда все участники ― выпускники и менторы бизнес-школы ― собрались за игровым столом, Константин начинает объяснять правила.

― Итак, каждый берет себе листик и делит его пополам ― это ваш кошелек, слева рисуем символ валюты, какая вам больше нравится, например, доллара, и пишем число 1000. Это и есть ваш стартовый капитал. А справа вы будете записывать все, что купите в течение игры. Есть среди вас человек, который хорошо считает? ― внезапно задает вопрос Константин.

Участники начинают раскладывать карты. Константин напоминает, что их надо положить рубашкой вверх. Пока момент игры не слишком напряженный, просим генерального директора Молодежного бизнес-инкубатора Риму Епур рассказать об особенностях проекта «От идеи до бизнеса».

Рима Епур

― Все необходимые навыки предприниматель получает лишь в процессе работы. Вы не научитесь бизнесу, пока не откроете свое дело. Именно поэтому задача бизнес-школы ― сформировать не только знания, но и умения, — говорит Рима Мечиславовна. — Мы предоставляем площадку, где молодые предприниматели, которым уже удалось добиться определенных успехов, становятся менторами для таких же молодых, но только начинающих свой путь в бизнесе.

По словам директора, когда молодые ребята знакомятся с теми, кто, находясь в таких же условиях, смог продвинуть собственную идею и сейчас зарабатывает неплохие деньги, стереотипы о своем деле быстро стираются.

— Иногда в качестве экспертов мы приглашаем в школу людей с ограниченными возможностями, которые также достигли в бизнесе больших результатов. Ребята с восхищением слушают их истории и, уходя из школы, понимают: возможно все. Другой вопрос, готов ли ты постоянно работать над собой, чтобы стать успешным человеком.

Рима считает, что если в конце обучения спросить у участника бизнес-школы, что такое стартовый капитал, он назовет вовсе не деньги, а скажет: «Я». И этому есть объяснение.

— Чтобы стать предпринимателем, в первую очередь надо вкладывать в себя: учиться, развиваться, идти только вперед, — уверена генеральный директор.

Тем временем участники игры уже получили свои карточки.

― На карточках указан вид недвижимости, который сейчас есть в продаже, например, гаражи? У кого гаражи? — спрашивает Константин.

― О, у меня! — откликается Рима.

― Хорошо. Если же на вашей карточке нарисован зеленый квадрат с единицей, это дает возможность совершить одну сделку без комиссии. У кого есть такая карточка?

― Снова у меня, — улыбается гендиректор бизнес-инкубатора.

― У Римы Мечиславовны есть все, просто примите это как факт, — смеется Константин.

В бизнес-школу может попасть любой желающий, требование только одно: возраст от 18 до 29 лет. Задумок у молодых людей много, все они абсолютно разные. Но воплощают свои планы в жизнь и реально открывают свой бизнес лишь около 10% выпускников школы.

― Научно доказано, что человек ежедневно рождает тысячу идей ― с этим проблем нет. Сложнее выбрать ту самую, доходную. Начинающим предпринимателям лучше создавать бизнес, связанный с услугами, которые не требуют большой капитализации, — советует Рима.

Слева направо: Вера Циманович, Елена Козлова и помощник генерального директора бизнес-инкубатора Анастасия Лысенко

Елена Козлова ― сооснователь и CEO проекта Brandwater.by, а также его соучредитель и представитель рекламной компании «МиаГен Медиа» Вера Циманович закончили бизнес-школу весной этого года.

Проект Brandwater.by помогает компаниям создавать брендированные бутылки воды. По желанию заказчика разрабатывается цвет крышки и индивидуальная этикетка.

― Это отличная возможность «потешить самолюбие» компании, продемонстрировать и подчеркнуть статус своего бренда, — объясняет Вера. — Вообще, в бизнес-школе нам выпал шанс лично пообщаться с экспертами, услышать чужие истории и мнения о том, как «делать бизнес» и как работает конкретная бизнес-модель. Занятия запомнились мне своей динамикой и позитивом, они дают не только знания, но и полезные связи. К примеру, именно здесь мы познакомились с нашим партнером по проекту.

― На самом деле все началось еще три года назад, — дополняет Елена. — Я тогда жила в Арабских Эмиратах, и компания, в которой я работала, захотела иметь персональную воду. К сожалению, мы не смогли заключить соглашение с белорусским заводом, и проект пришлось приостановить. Я вернулась на родину, некоторое время работала здесь юристом, но однажды поняла, что хочу большего, рутинная работа перестала доставлять удовольствие. Так я окончательно решила создать свой проект. На этот раз договориться с заводом удалось, зато дела не ладились уже с партнерами. И вот судьба сложилась так, что я пришла в бизнес-школу, где встретила Веру и Геннадия (Геннадий Мястовский в том числе владеет бизнесом в сфере рекламы. — Прим. TUT.BY), который стал руководителем проекта и собственником бизнеса.

Тем временем игра идет полным ходом. Понарошку каждый уже успел превратиться в невероятно богатого предпринимателя.

― Хочу построить пять усадеб с баней и купить три квартиры, — слышится с одной стороны. А с другой отвечают: ― Беру сразу два торговых центра!

Вера, отвлекаясь от игры, поясняет, как развивалась судьба ее бизнеса после обучения в школе.

― Мы начали активное продвижение проекта ― и всего за два месяца значительно возросло количество клиентов.

― В бизнес-школе мне понравились лекции по бизнес-планированию и креативной экономике. Было интересно познакомиться с процессом производства напитка Coca-Cola. Но в первую очередь я благодарна Риме Мечиславовне, — говорит Елена. — Когда у меня были большие проблемы с предыдущим партнером по бизнесу, и я не знала, как правильно поступить, она сказала: «Ты царь своего проекта, поэтому только ты несешь ответственность», — и посоветовала никогда не брать в партнеры родственников или друзей. Еще она подсказала, что важно быть с партнером честным, а как только начинаются недомолвки, сразу это обсуждать.

Еще одна выпускница за игровым столом ― Виктория Микуцкая. Девушка работает специалистом по международному сотрудничеству КУП «Молодежная социальная служба», а бизнес-школу закончила в феврале этого года.

Виктория Микуцкая

― Я занимаюсь рукоделием, поэтому в бизнес-школу пришла с идеей открыть свою мастерскую. Здесь меня научили стратегически мыслить, а также не бояться задавать людям интересующие тебя вопросы, — признается Виктория. — Ярким впечатлением стала беседа с Александром Макарчуком — человеком с ограниченными возможностями, но безграничными способностями. Было интересно послушать лекции менторов: Римы Епур и Игоря Микульчика. Это были не лекции в академическом представлении, а, скорее, доверительные разговоры с элементами наставления, которые не нужно конспектировать, потому что они запоминаются сами собой и относятся непосредственно к практике. Полезным мероприятием оказалась работа во free-zone, когда можно было пообщаться со специалистами бизнес-инкубатора, а также его резидентами — действующими предпринимателями. Они уже прошли этап становления в бизнес-среде и потому могли дать хорошие советы тем, кто еще только думает об открытии своего дела. Еще запомнилась групповая работа по организации бизнес-проекта, когда шесть человек в режиме мозгового штурма предлагали различные идеи и способы их реализации. Этот опыт показал, что воплотить можно даже самую безумную идею, а единомышленники всегда найдутся.

― Ой, а мы победителя так и не определили, просто наслаждались процессом, ― заметили игроки. ― Было весело!

«У людей часто возникает ассоциация: деньги = зло»

Ментор бизнес-школы Игорь Микульчик не смог принять участие в игре, зато нашел время рассказать о проекте «От идеи до бизнеса». Игорь ― председатель правления Республиканского микрофинансового центра, а также сертифицированный тренер международного курса по финансовой грамотности «Планируй свое будущее».

― Я уже более 15 лет работаю в сфере небанковского финансирования. Сейчас — руководитель кредитной организации. Знаю много примеров, когда даже опытные предприниматели берут кредит и начинают его неразумно тратить. Они не создают подушки безопасности в случае задержек с выплатами своих клиентов и в итоге попадают в долговые ловушки. В бизнес-школе я учу молодых людей, где можно взять деньги и как правильно ими распоряжаться. Иногда начинающие предприниматели рассуждают так: «Главное ― достать деньги, а там уже будем видеть». Это неправильно, ведь одна финансовая ошибка уже может привести к краху.

Игорь считает, что, если предприниматель уверен в себе, проработал рынок и учел риски, нужно открывать дело.

Игорь Микульчик

― Важную роль играет и то, как предприниматель настроен: он хочет «срубить бабла» или же нацелен на кропотливую работу и действительно горит своей идеей, — объясняет ментор. — Приятно, что сейчас молодежь понимает: если хочешь жить хорошо, надо иметь повышенные компетенции, выделяться на рынке труда, а еще лучше ― пытаться начать свой бизнес. Недавно я проводил для молодежи воркшоп по финансовой грамотности при католической церкви. Там у многих назрел вопрос, можно ли быть богатым и при этом оставаться христианином. Увы, у людей часто возникает ассоциация денег со злом. В конце концов мы пришли к общему выводу: деньги ― это не цель, а средство.

Ментор очень доволен тем, что в Беларуси существует молодежная бизнес-школа, ведь она помогает начинающим предпринимателям освоить основные принципы ведения своего дела.

― Я начинал заниматься бизнесом в конце 90-х годов уже в достаточно зрелом возрасте. Буквально спустя пару лет я прогорел только из-за того, что мне негде было черпать информацию о предпринимательстве и его объективных законах. Сейчас это лежит на поверхности. Я наделал много ошибок, учился на своем негативном опыте. В бизнес-школе преподают не теоретики, а практики ― люди с богатым жизненным опытом, которые могут доступным языком рассказать про все подводные камни, которые поджидают начинающих предпринимателей.

― Здесь можно услышать не только истории успеха, ― уверен Игорь. ― Бизнес ― это череда взлетов и падений. Кто научился подниматься ― тот выживет.

Партнер материала:

Проект помогает молодым людям получить базовые навыки предпринимательской и управленческой деятельности, повысить финансовую и юридическую грамотность, изучить апробированные решения и инструменты управления своим бизнесом. Участие бесплатное.

-50%
-24%
-30%
-25%
-15%
-30%
-10%
-10%
-47%
-40%
-50%
-30%
-40%