реклама
Новенький
Банк ВТБ (Беларусь)
9 - 29.9%
Оранжевая мечта - Go Кэш
Белорусский народный банк
14.1%
Всё серьёзно
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 22.9%

Все кредиты

Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
9,2%
Окно возможностей (Безотзывный)
Банк ВТБ (Беларусь)
12.5%
Фирменный 14 плюс
Идея Банк
12.5%

Все вклады


Существует ли в Беларуси семейный бизнес, почему так важно создание отдельной инфраструктуры поддержки бизнеса при помощи банков, и что необходимо современному юристу, чтобы успешно работать на стыке семейного и корпоративного? На эти и другие вопросы отвечает Александр Степановский, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», член Международной ассоциации юристов, преподаватель Бизнес школы ИПМ.


 «Чтобы качественно обслуживать бизнес, ты сам должен работать как бизнес» 


Какими качествами должен обладать современный юрист, обслуживающий бизнес?

Во-первых, пусть и банально, главное, чтобы работа нравилась. Особенно, когда эта работа с людьми, что само по себе уже тяжелый труд.

Второе — знания. Сейчас идет спор, что лучше: глубокие знания в конкретной области или широкие в различных сферах. Мое мнение — фокусироваться и иметь глубокие познания надо в одной, двух или максимум трех сферах. Не стоит пытаться объять необъятное.

Мне часто звонят по трудовым вопросам и спрашивают, например, про назначение пенсий. Да, я юрист, но, если мне надо узнать про пенсии, я пойду на консультацию, потому что сам работаю в совсем другой сфере. Чтобы быть профессионалом своего дела, необходимо глубоко копать в одном направлении, пока не станешь экспертом.

Третий момент — понимание бизнеса. Адвокатское бюро — некоммерческая организация, но функционируем мы как бизнес. Чтобы качественно обслуживать бизнес, нужно понимать, как он устроен; ты сам должен работать как бизнес. Клиент ведь смотрит на тебя, и надо соответствовать его ожиданиям. Поэтому мы всегда стараемся максимально погружаться в бизнес клиента, понять его главную ценность.  

И клиент всегда готов к такому сотрудничеству, к такой открытости?  

Не всегда. Клиенты лукавят, не говорят всей правды. Бывали случаи, когда я выглядел,  мягко скажем, «бледно» перед судьей, потому что клиент скрыл от меня важные детали.

Задача юриста — быть еще и психологом. Если выбирать второе образование — однозначно психология. Понимать людей, отмечать детали в их поведении, чувствовать реакцию судьи и оппонентов. Поэтому можно смело добавить четвертое качество юриста — понимание человека, из которого следует пятое — постоянное саморазвитие. Хороший юрист — это немного и писатель, и оратор.

Считается, что важно смотреть за работой своих конкурентов, но я этого не делаю. Предпочитаю смотреть вперед, а не по сторонам.


«Белорусский бизнес — это семейный бизнес, только он сам об этом еще не знает»


Ваш личный профиль работы довольно интересный — брачно - семейные отношения. Как часто Вам приходится сталкиваться с понятием семейного бизнеса? Это диковинка или в некотором роде уже тренд?

В нашем адвокатском бюро основное направление работы — корпоративное право. Сейчас мы затронули очень важный аспект, который лежит на поверхности, но о нем мало кто задумывается. К семейному бизнесу можно отнести практически 80% от всего мирового бизнеса в мире. (!) Много семейного бизнеса в Америке, среди лидеров в Европе — традиционно Италия. Некоторыми отелями в Японии владеет 46-е поколение одной семьи. Винодельни, часовые мануфактуры и т.д — все это семейный бизнес.

В Беларуси ситуация не менее интересна. По сути белорусский бизнес партнерский, но стоит копнуть глубже, как оказывается, что он тоже попадает под категорию семейного. Даже в крупном бизнесе не так много акционеров, а члены семьи часто вовлечены в бизнес. Поэтому я утверждаю: белорусский бизнес — это семейный бизнес, только он сам об этом еще не догадывается.

— Существует мнение, что семейный бизнес более устойчив в кризисной ситуации. Это стереотип или правда?

Семейный бизнес более устойчив из-за своей консервативности. Такие компании настороженно относятся к кредитам, не стремятся к международной экспансии. Это хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, они не такие динамичные, но зато более устойчивы в стрессовые для экономики времена и продолжают показывать стабильную динамику даже когда у большинства спад.


«Я хочу эмоцию. Дайте мне эмоцию — и я буду ваш навеки»


При подобной закрытости и консервативности, как банку привлечь на свою сторону «холодного» клиента?

В первую очередь важны обычные человеческие отношения. Банки, как правило, трудно идут навстречу: не положено, инструкции, правила. А ведь бизнес он не такой. Бизнес гибкий. Поэтому личный контакт, готовность банка чуть-чуть подвинуться, ускориться — пойдет только на пользу всем.

Из всех банков я плотнее всего работаю с «Технобанком» и дело вовсе не в тарифах или уникальности. Меня подкупает близость банка к клиенту. За этой же услугой я могу обратиться в любой другой банк, но я иду именно в «Технобанк».

Есть такая книга «Экономика впечатлений». Автор говорит, что существует сырьевая экономика, товарная, экономика услуг и впечатлений. Так вот сейчас экономика услуг перерастает в экономику впечатлений. Я хочу эмоцию. Дайте мне эмоцию — и я буду ваш навеки! Деньги могут выступать вторичным сегментом, главное — удовольствие от обслуживания и внимания. В «Технобанке» я получаю большой эмоциональный заряд, и эта одна из фишек, которая вновь и вновь приводит меня именно в этот банк.


«Постсоветский бизнес — это бизнес “бацькоў - заснавальнікаў»


— Вы упоминали компании, которые функционируют столетиями и передаются из поколения в поколение. Возможно ли существование «наследственного» бизнеса в белорусских условиях?

Белорусский, да и постсоветский бизнес — это бизнес первого поколения. Мне очень нравится определение: бизнес «бацькоў-заснавальнікаў». И сейчас наступает тот самый период, когда «бацькі» дошли до возраста 50 лет и старше, и пришло время решать, что делать с бизнесом дальше.

Большинство крупных бизнесменов в России склоняется к продаже бизнеса или хотят дать детям пассивные активы: недвижимость, рента и т.д. Беларусь чуть позже, но тоже к этому придет. Начнется перераспределение, смена собственников и главный вопрос: окажутся ли готовы наследники заниматься этим бизнесом? И дело тут не только в белорусской экономике и законах, а скорее в их личной заинтересованности.

— Вы полагаете, что детям бизнес родителей, даже если он прибыльный, может быть неинтересен?

Сейчас трудно сказать. Для конкретных выводов не хватает исследований, и можно судить лишь по словам клиентов, друзей, коллег, и картина очень разнородна. Кто-то успел дать детям профильное образование и передать им бизнес. С другой стороны, есть примеры среди наших клиентов, которые, получив бизнес по наследству, не смогли с ним справиться. Они понимают, что отношения с партнерами не складываются, что не хватает авторитета и знаний. Здесь мы подступаем к ситуации: «А готовы ли партнеры пускать к управлению компанией детей своих нынешних партнеров»?

Конкретно в этой ситуации было принято решение о продаже бизнеса, что кажется мне правильным решением. Если не можешь удержать, продажа — не самый плохой вариант.

При этом важно понимать, что крупный бизнес продать легче, чем мелкий. Наш рынок еще зреет, но рано или поздно он будет готов. Поэтому уже сейчас надо задумываться над созданием необходимой инфраструктуры для поддержки частного и семейного бизнеса, инфраструктуры, которая показывала бы: бизнес — это классно, это польза и для общества, и для государства.


«Деньги — это кровь бизнеса. Банк — это сердце, которое качает их по телу»


Вы говорите про создание инфраструктуры поддержки семейного бизнеса. Какую роль в этом могут сыграть банки?

У банков многоликая миссия.

Если банк заинтересован в бизнесе, то он может его профинансировать. Например, повыкупить доли или акции и передать их собственнику, готовому развивать бизнес.

Клиентское обслуживание. Деньги — это кровь бизнеса. Банк — это сердце, которое качает их по телу бизнеса. Поэтому банк должен выступать как финансовый советник и консультант, предлагая инструменты сохранения и приумножения капитала.

Но самое простое — это поддержка. Бизнес делают люди, и банк может поддержать конкретного человека. Тогда они, в свою очередь, приведут своих сотрудников, членов семей, партнеров и т.д. Эта идея лежит в условиях любого сервиса, а банк — это сервис.

Я не самый требовательный клиент банка. Но моя уверенность, что банк не подведет основана на долгосрочном сотрудничестве, за время которого банк не единожды мне помогал и входил в положение. Если я вижу, что «Технобанк» ценит меня как клиента, готов быстро решать мои вопросы, что удивительного в том, что я рекомендую его своим коллегам и клиентам?


«Семья становится предприятием, которым необходимо управлять»


— По вашим словам корпоративное и семейное — две стороны одной медали. Как избежать конфликта в семье и бизнесе?

Нужны договоренности. В семейном бизнесе семья становится предприятием, которым необходимо управлять. Важно договориться, кто какие роли играет. Когда все начинает смешиваться, без четкого разделения и градации, появляется источник семейных драм и споров.

Второе — грамотные учредительные документы. Свои отношения всегда необходимо прорабатывать в правовой сфере. Принцип, который я пытаюсь донести всем своим клиентам — договаривайтесь на берегу.

Не стоит бояться брачных договоров. Бизнес может быть очень дорогим. И когда ко мне приходит клиент, который жалуется, что супруг/супруга требует половину после развода, я отвечаю, что требование вполне обоснованное.

Одна семейная пара ходит ко мне на консультации уже больше двух лет, но договор так и не заключают. В чем сложность? Трудно начать делить деньги, когда вы семья и все хорошо. Но если вы собираетесь начать семейный бизнес, то надо учиться говорить о сложных вещах.

Крайне важно вовлекать детей в беседы. Они могут вам сказать: «Ай! Вы старики! Ничего не знаете!» А что, если они правы!? (смеется). В Беларуси бизнес совсем молодой, и банки у нас молодые, а значит нас ждет впереди много перемен, которые обязательно приведут к стремительному развитию, пусть и методом проб и ошибок.

www.tb.by
+375 (17) 388 57 57

-10%
-50%
-99%
-20%
-20%
-25%
-12%
-70%
-10%
-50%
-10%