реклама
Обыкновенный кредит «Лайт»
Технобанк
14.9%
Всё серьёзно
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 22.9%
Новенький
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 29.9%

Все кредиты

Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
12.98%
Доходный на 1095 дней
Банк ВТБ (Беларусь)
13.4%
Дуэт BYN
Банк ВТБ (Беларусь)
13 - 13.4%

Все вклады


/

Минчанка Ольга заказала кухонный гарнитур по карте рассрочки от MTБанка, однако покупке так и не порадовалась. Заказ ей не привезли, а фирма-исполнитель просто исчезла. «Пришлось разыскивать ее с милицией и подавать в суд. Дело я выиграла, но ни денег, ни кухни я так и не увидела», — рассказывает женщина. МТБанк, картой рассрочки которого Ольга воспользовалась для оплаты гарнитура, пошел ей на уступки и помог выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. FINANCE.TUT.BY узнал, как банки подбирают партнеров карт рассрочек и должны ли они нести ответственность в подобных ситуациях.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— В ноябре прошлого года я оформила карту рассрочки в МТБанке и сделала две покупки: одну в торговом доме «На Немиге», а вторую у компании партнера банка — заказала кухню, — рассказывает минчанка Ольга. — Я искала через интернет фирму, где можно заказать кухню в рассрочку. Поисковик выдал несколько вариантов. Самым подходящим для меня оказалась именно эта компания, она предлагала рассрочку на 12 месяцев по карте МТБанк. Здесь и заказала. Кухня недешевая, стоит больше полутора тысяч долларов.

Когда пришло время доставить и установить заказ, компания, которая его выполняла, просто пропала — перестала выходить на связь. Женщина обратилась в милицию.

— Поступить так мне посоветовали в Обществе защиты прав потребителей, куда я обратилась, — продолжает Ольга. — Милиция быстро разыскала фирму, буквально за сутки. Ни кухню, ни деньги, заплаченные за нее, мне не отдали, поэтому я обратилась в суд. До этого я отослала им несколько претензий, которые просто проигнорировали.

Женщина говорит, что в конце февраля этого года прошло первое предварительное слушание.

— Уже было понятно, что фирма в проигрыше. Кроме того, что им придется вернуть мне деньги, они заплатят штраф, равный стоимости кухни. Но и после этого деньги мне не вернули, — говорит Ольга. — В апреле был суд. Компания сделала заявление, что она провела реорганизацию и теперь ни за что не отвечает. Но суд пояснил, что я как кредитор не была предупреждена об этом, а сделать реорганизацию, не сообщив об этом кредиторам, нельзя. Суд вынес решение, что договор на изготовление кухни расторгнут, компания должна мне вернуть заплаченные деньги, выплатить небольшую компенсацию, возместить расходы Общества по защите прав потребителей, а также уплатить штраф государству.

Получилось, что до суда фирма должна была вернуть только стоимость кухни — около 3,5 тысячи рублей. В итоге ей насчитали примерно 10 тысяч рублей.

— Компания подала жалобу, ее передали в городской суд, но решение осталось неизменным. Несмотря на решение суда, деньги мне не возвращают. У компании политика такая: «Да, мы все вернем! Когда-нибудь!». На деле же ничего не происходит. Они тянут время.

«Проверяет ли банк как-то фирмы и магазины, которые становятся его партнерами?»

Женщина обратилась в банк c просьбой отсрочить платежи по рассрочке до тех пор, пока фирма не вернет ей деньги. Как оказалось, технически это сделать невозможно. Однако банк вошел в положение и предложил другое решение проблемы.

— Но у меня остался вопрос, проверяет ли банк как-то фирмы и магазины, которые становятся его партнерами? — спрашивает Ольга.

В МТБанке ответили, что партнером имеет возможность стать практически любая компания. Перед этим ее проверяет служба безопасности банка. Но за дальнейшую деятельность партнера банк ответственности не несет.

— К нам обращается множество компаний, которые хотят стать партнерами карты рассрочки. В теории все они имеют такую возможность. Безусловно, служба безопасности банка проверяет отсутствие финансовых и юридических проблем у партнера на момент заключения договора. Но, к сожалению, мы не можем быть абсолютно уверены, что такие проблемы не возникнут на протяжении всей деятельности партнера, — прокомментировало руководство МТБанка. — Согласно законодательству, банк не имеет права контролировать хозяйственную деятельность партнера. Данный партнер работал с банком более года, за это время жалоб на недобросовестность не поступало.

В банке подчеркнули, что карта рассрочки — это только платежное средство, а не гарантия того, что ее владелец получит качественный товар или услугу.

— Простой пример: вы купили в магазине телефон в рассрочку, а через некоторое время у него перестал работать экран. Вы же не понесете его в банк, а все-таки в сервисный центр? В этой ситуации карта рассрочки выступает только платежным элементом, мы не можем гарантировать, что платье, приобретенное в рассрочку, не порвется, а в технике не обнаружится заводской брак. Так же как если бы вы приобрели его за свои средства, — поясняют в банке. — Однако мы всегда учитываем обратную связь от наших клиентов. Поэтому, учитывая данную ситуацию, договор с этим партнером (который не привез кухню. — Прим. ред.) расторгнут.

В банке отметили, что по Банковскому кодексу банки не имеют права контролировать исполнение сторонами своих обязательств, вытекающих из договора, для исполнения которого осуществляется банковский перевод.

— Банк не может взыскать деньги с фирмы, которая не предоставила заказчице товар, так как для этого нет правовых оснований — банк не является стороной договора на приобретение товара. В данной ситуации сложилось два вида правовых отношений. Первый — между клиентом и продавцом по приобретению товара. Второй — между банком и клиентом по получению кредита, — объясняют ситуацию в банке. — Обязательства по договору на приобретение товара и по кредитному договору самостоятельны и никак не связаны. Конечно за исключением того, что клиент направлял полученные кредитные средства на оплату товара. Но точно также клиент мог оплатить своими деньгами.

По словам представителей МТБанка, по кредитному договору банк обязуется выдать кредит, в том числе путем оплаты приобретаемого клиентом товара, а клиент погасить его. Клиент самостоятельно определяет, куда он планирует потратить кредитные средства, отмечают в банке.

-50%
-55%
-40%
-10%
-30%
-20%
-35%
-20%
-10%