реклама


«Наш экономный отдых — это поездка общей длиной 6000 км вокруг Балтийского моря. А именно: через Питер и Финляндию на Север Норвегии, затем по всему западному побережью Скандинавского полуострова. Потом городок Осло, паром до материковой Дании, оттуда в Германию и домой. Примерно 250 евро на человека, примерно две недели общей продолжительности», — публикуем историю нашего читателя Алексея. Прием историй на конкурс «Мой экономный отдых» закончился, но весь август мы будем радовать вас самыми интересными рассказами, а затем вместе с вами выберем победителя.

Фото автора конкурсной истории.

Все истории, которые уже были опубликованы в рамках конкурса «Мой экономный отдых», читайте здесь.

— Вот наш приблизительный маршрут. Почему именно туда? Потому что там мы еще не были, нам было интересно. Потому что мы стремились к новому опыту, хотели окунуться в максимально удаленную от туристических маршрутов атмосферу. И мы угадали очень точно.

А теперь подробней.

«Провизию лучше закупать в Беларуси, топливом заправляться в России»

Мы имели уже большой опыт путешествий по Европе — автостопом, автомобилем, за деньги и за просто так. Кроме того, мы опытные рюкзачники, не обремененные большими доходами, большая часть группы — студенты. Но этот маршрут внушал опасения даже нам.

В качестве подготовки мы запаслись кашами, тушенкой, консервами и даже взяли с собой костровой поддон, котелок и треногу, и еще одну незаменимую вещь — но о ней позже, в главе про Швецию. Конечно, палаток мы не брали.

Лайфхак: в Норвегии разрешено разводить костры в диких местах: там знают, что камни не горят. Поэтому можно готовить каши прямо на земле, а с поддоном мы могли готовить чуть ли не в центральных парках. А вот палатки где попало ставить, увы, нельзя — нужно заплатить за кемпинг для этого.

Ну и, конечно, мы взяли еще кое-какой необходимый минимум для автопутешествий.

Один участник нашей банды даже взял с собой свеклу и капусту. Мы, когда это узнали, долго смеялись — прямо до тех пор, пока не угостились посреди дороги шикарным овощным рагу, которое неимоверно порадовало наши желудки после недели однообразных каш и бутербродов.

Совет: в подобные путешествия провизию лучше покупайте в Беларуси (в России провизия очень плоха). А вот дешевым топливом лучше заправляйтесь в России.

Фото автора конкурсной истории.

Начало маршрута было скучным и стандартным: выезд из Минска вечером, с утра встретили рассвет на питерском КАДе, и сразу на границу Финляндии.

Лайфхак: на границе России и Финляндии под Выборгом есть крупные пограничные пункты, а буквально в 20 км на север есть мелкие пункты, где гораздо меньше очереди. Ну и, конечно, цены на топливо при пересечении границы увеличиваются вмиг в 4 раза. С собой можно было провезти 20 л топлива в багажнике. Но качество топлива в России перед границей просто ужасное. Если ваша машина чувствительная к этому — не мелочитесь.

Кстати, в очередях русско-финской границы ушлых хитрецов так же много, как и среди гродненских контрабандистов. Чуть зазевался — и перед тобой встроился очередной жулик. Нас спасало, что нас было много: выходили вокруг бусика и внимательно следили, чтобы никто нас не обошел. И это работало.

Огорчение: вы же знаете, что с детьми до 3 лет в очередях на границе стоять не нужно — вас сразу же пропускают без очереди? Так вот, забудьте. Это правило действует лишь в Беларуси, а в других странах все машины равны. Никакие выставленные напоказ младенцы (ни ревущие, ни мило улыбающиеся) не помогут вам быстрее продвинуться в очереди.

Фото автора конкурсной истории.

«В Финляндии в столовых на заправках можно найти комплексные обеды за 10 евро»

Финляндия: страна хороших, но узких дорог и чистого воздуха. Уйма озер, болот и лесов. По дороге встречаются в основном заправочные комплексы, где кроме заправки еще и крупный магазин, и даже столовая.

Лайфхак: в этой столовой в определенные часы существуют «комплексные обеды» — платишь 10 евро и заходишь с подносом к шведскому столу, где набираешь чего угодно. Мы так запускали одного человека, который набирал там мяса, супчиков нашим дамам, рыбы и овощей-фруктов, пока остальные варили кашу. Получался за 10 евро плотный горячий обед на шестерых человек. Профит!

В Финляндии постоянные ограничения скорости 80, всюду камеры на дорогах. Классический прием — цепляетесь за быстрой легковушкой с финскими номерами: локалы обычно в курсе, какие камеры фиктивные и не делают снимков, а значит, где именно можно полихачить. В Финляндии мы проехали городок Оулу, он очень напомнил нам ирландский Лимерик и немецкий Коттбус именно тем, что в этом городке вообще нет ничего интересного.

Фото автора конкурсной истории.

Финляндия закончилась, началась Швеция. Прямо на границе — огромная "Икеа", где вкусные и дешевые завтраки прямо во внутреннем ресторане — но только в течение часа, примерно с 7.30 до 8.30 утра.

Далее — шведские дороги. Если бы не номера машин, вообще бы не догадались, что пересекли границу. Там мы проехали Полярный круг и оказались в зоне Арктики (там, где бывает полярная ночь и полярный день). Внимание: там заправки и города становятся реже, не стоит там ехать с пустеющим топливным баком. Места потрясающе красивые: карликовые леса, горы и ледники на горизонте. Очень рекомендую.

Еще в Финляндии, и особенно в Швеции, водителю стоит напрячься: в лесах множество диких животных, которым очень нравится ваш автомобиль. Мы за всю дорогу раза два-три уворачивались от шныряющих зайцев и лис, сбили одну косулю и пять минут ехали рядом с отчаянно куда-то спешащей лосихой.

В Швеции опробовали наш сказочный лайфхак: останавливаемся отдохнуть на заправке, достаем из машины (внимание!!!) электрочайник и ставим в розетку, налив воду. Уже через 5 минут можем готовить себе вкусный чай (взятый из Беларуси), не платя за это ни копейки.

«Ездить по Норвегии хорошо в машине с экономайзером»

Фото автора конкурсной истории.

Сразу очень много гор. Постоянные перевалы, подъемы и спуски. А значит, водителю стоит почитать про торможение двигателем и выяснить, есть ли в машине экономайзер — это позволит сэкономить кучу денег на топливе. На въезде вас, вероятнее всего, проверят. Норвежцы утомлены полулегальными трудовыми мигрантами из Болгарии. Поэтому когда они видят машины с белорусскими номерами — да-да, именно так — они думают, что машина из Болгарии, и сразу же останавливают на проверку. Увидев белорусские паспорта, слегка удивляются и пропускают (если у вас порядок с документами, конечно же).

Северо-западная Норвегия. Сказать, что там красиво, — значит оскорбить эту страну и ее природу. «Красиво» — это на Полесье, или в Питере, или в Крыму. А там — сказочно, невероятно и восхитительно.

Фото автора конкурсной истории.

Некоторые горные дороги — серпантины с одной полосой для движения.

Совет: водители, подъезжая к скрытому скалой повороту дороги, посигнальте. А также откройте уши и не болтайте с пассажирами — другие водители тоже сигналят на подъездах к опасным поворотам, чтобы предупредить, что они едут.

Если встретились нос к носу со встречной машиной на однополоске (не надейтесь разъехаться: без шансов. Справа отвесный обрыв, слева каменная стена. Или наоборот) — подумайте, кто из вас (вы или другой водитель) недавно проезжали карман рядом с дорогой (такие карманы там каждые 500 м, на фото видно, как мы готовим есть в таком кармане). Кто проезжал недавно — подает назад на аварийке, маневрирует задом в карман и дает другой машине проехать, и лишь затем едет сам. И так постоянно.

Фото автора конкурсной истории.

То и дело прямо вдоль дороги — водопады, озера, реки. А одно из самых прекрасных зрелищ — закат между двумя крупными горами, прямо сзади, за автомобилем.

Огорчение поездки: Среди запланированных к посещению достопримечательностей у нас значились горы «Семь сестер». Когда мы к ним подъехали, вокруг стоял плотный туман и моросил мелкий дождь. Туман — это было все, что мы смогли увидеть.

«Бутылки лучше не выбрасывать, а сдать в супермаркете: 5−6 бутылок — 15 крон»

Важно знать: передвижение по западному берегу Норвегии стоит денег. Постоянные мосты (часть из них платная, в среднем 20−40 крон за проезд автомобиля), а иногда маленькие паромы (если видите, что дорога обрывается прямо в воды фьорда и рядом шлагбаум, а вокруг пусто, как в игре "Фалаут", — то подождите, скорее всего, максимум через пару часов подъедет паромчик и вы на него заедете, чтобы двигаться дальше).

Фото автора конкурсной истории.

Но лайфхак для молодых и небогатых: сбор бутылок может очень хорошо прокормить. Почти в каждом универсаме (там, в частности, сеть REMA1000) на входе стоит металлический ящик с отверстием. Вы вводите в отверстие алюминиевую тару, стеклянные и пластиковые бутылки местного разлива — автомат оценивает каждую и либо проглатывает, либо возвращает. Когда закончили, нажмите кнопку — и автомат выдаст вам чек. Пять-семь бутылок — это уже 15 крон, а на это странствующий музыкант уже может перекусить. Даже два раза, если уметь выбирать продукты. Белорусские пластиковые бутылки у нас не принимались, увы.

Кстати, почему я упомянул музыкантов: мы то и дело останавливались и делали представления в местных городах. Люди там очень щедрые и неизбалованные уличными шоу, только вот совершенно не выражают позитивных эмоций (это типично для скандинавов). Кусочки наших выступлений в городе Ставангер даже попали на фотографии. А еще по дороге мы заехали на средневековый фестиваль в г. Харстад и там уже сделали полноценные три дня ярких и активных выступлений. Аудитория была просто в восторге.

Фото автора конкурсной истории.

Как мы ночевали? Разнообразно. Чаще всего — в спальниках на траве под открытым небом. Также мы иногда ночевали в кемпингах: когда ну очень уж хотелось принять душ и посмотреть телевизор. Пару раз даже в хостелы заезжали.

Питались мы в основном сами: разводили костер на поддоне, сверху ставили треногу и на нее — кастрюлю. Были трудности с дровами, но когда приехали южнее — деревьев вокруг стало в достатке. Иногда, конечно, закупались в маркетах и делали завтраки из бутербродов. Но всегда стремились питаться на берегу океана. А океан там — будто «морской салат» в минском универсаме: среди морской капусты кишмя кишат морские звезды, ежи, креветки, пауки, крабы и еще Аквамен их разберет, кто там водится.

Фото автора конкурсной истории.

По пути посетили все «обязательные» достопримечательности Норвегии, кроме двух: Нордкапа и Языка Тролля. И несколько «необязательных». Поэтому хотим еще.

Наблюдение: в Норвежских горах люди, вместо того чтобы писать «Тут Был Вася» баллончиком на камнях, составляют пирамидки из камней. Чем больше пирамида — тем больше «надпись про васю».

Рекомендация: проезжая по дорогам юго-западной Норвегии, почаще пользуйтесь очками и никогда не выключайте фары (не только из-за штрафов). В горах там много тоннелей, и эти тоннели то и дело "выскакивают" прямо на мост над фьордом, а затем снова ныряют в горную глубину. При въезде из яркого дневного света чувствуешь в тоннеле себя слепым кротом: и тут помогает просто снять солнечные очки (а еще есть хитрость с одним закрытым глазом, опытные водители знают). Ну а выезжая из тоннеля на солнце, быстро надевайте очки.

Забавно, что в городе Ставангер, отдыхая на берегу залива, мы обнаружили велосипед с большой табличкой «Gratis» («Даром»). Мы катались на нем примерно час, но взять с собой не смогли. А так хотелось…

«На заправках можно найти бесплатные души с мылом и салфетками»

Далее, приехав на юг, мы снова пересекли границу в Швецию, оттуда на пароме в Данию (то самое чувство, когда ты видишь противоположный берег еще до того, как отплыл от порта). Проехали через всю материковую Данию, а по пути выступили еще на одном прекрасном средневековом фестивале в городке Хорсенс.

Фото автора конкурсной истории.

Лайфхак: в Норвегии и Дании по дороге то и дело встречаются зоны отдыха, а в них — раздельные (мужские-женские) туалеты с водой, а в женских также замечательные пеленальные столики. Это на случай путешествий с младенцем. Также на заправках можно найти совершенно бесплатные души с горячей водой, мылом и салфетками. После трех дней в дороге — это кайф…

Ну а дальше все просто и обыденно: на юг, через немецкую границу, затем сразу на восток мимо Берлина к Щецину, по северу Польши прямо до Беларуси.

Как я и писал, все путешествие обошлось нам примерно в 250 евро на человека. Мы хорошо сэкономили на жилье (очень дорогое в Норвегии) и на местном питании (готовили каши на костре). Это, конечно, всегда упирается в желаемый уровень комфорта. Но мы точно знаем, что если вы, прочитав это, разводите руками и говорите «ну я же не буду из котелка есть» — значит, у вас хватит денег на ресторан. А если не хватит — то можете и из котелка. И даже люди, пишущие в комментах «ну мы же не будем ночевать в спальнике с ребенком», — просто не пробовали так. Безусловно, с детьми есть некоторые трудности, но уж точно не «невозможно».

Фото автора конкурсной истории.

Хороших вам скандинавских приключений!

Напоминаем, участникам конкурса нужно было рассказать истории удачного отдыха, который они организовали сами. Главный критерий — разумная экономия. Расскажите, какие фишки помогли вам потратить меньше при бронировании жилья: поделитесь советами, как находили хорошие и доступные для кошелька варианты. Или, например, вы знаете, как объехать платные дороги в Европе, но при этом не плутать по разбитой колее несколько дней. Подробнее об условиях конкурса читайте здесь, прием историй завершен 31 июля.