реклама


FINANCE.TUT.BY завершает публикацию отпускных лайфхаков от читателей. На следующей неделе станет известен автор лучшей истории конкурса «Мой экономный отдых», который получит ценный приз. А сегодня вашему вниманию предлагаем рассказ Татьяны о путешествии в Италию с палатками.

Фото автора конкурсной истории.

Все истории, которые уже были опубликованы в рамках конкурса «Мой экономный отдых», читайте здесь.

Вот уже несколько лет подряд мы небольшой компанией ездили в отпуск в Европу на своей машине и жили там в кемпингах. Благодаря этому нам удавалось пожить там подольше, а платить поменьше.

Почему Италия? В прошлом году именно в Италии на первое время нашего отпуска обещали теплую солнечную погоду, поэтому было решено ехать сразу туда. Хоть мы и были уже в этой стране за год до этого, но Италии много не бывает. Туда, где идеально сочетаются искусство, красота и история, можно ездить каждый год. Почему именно с палатками? Лично нам на отдыхе не нужны ни телевизоры, ни кондиционеры. Мы ценим время, проведенное на природе: завтраки под пение птиц, ужины с вином под звездами, звуки цикад… В общем, сплошная романтика и релакс, которых так не хватает в городской жизни. К тому же отдых с палатками — это полная свобода, куда захотел — туда поехал. Испортилась погода — отправляемся дальше вслед за солнцем. С оплаченным отелем или, скажем, билетами на самолет, так не получится.

Возможно, кто-то назовет такой отдых диким, и здесь он ошибется, потому что о европейских кемпингах так совсем не скажешь. В них есть все необходимое для цивилизованного отдыха: электричество, интернет, чистые и аккуратные туалеты и душевые кабинки, выложенные плиткой, горячая вода, стиральная машина, зоны для барбекю, в некоторых — обеденные зоны с плитой и столами, холодильником. На территории могут быть бассейн, детская игровая зона, тренажерный зал, даже магазин и кафе.

И вот за все эти кемпинговые удобства мы платили от 8 до 13 € за ночь с человека. Здесь я плавно перехожу к вопросу: когда выгоднее ехать? Мы всегда ездили либо в июне (самое начало сезона), либо в сентябре (конец сезона). В поездку 2017 года, о которой я хочу рассказать, мы ездили в сентябре. При заселении мы видели цены в другие месяцы, и точно могу сказать, что, например, в июле и августе ценник чуть ли не в 2 раза дороже. И, что немаловажно, в несезон в каждом кемпинге всегда были свободные места, и нам не нужно было заранее беспокоиться о бронировании ночлега.

Но знайте, что в Италии буквально все кемпинги, расположенные южнее Неаполя, закрываются после 15 сентября. Мы ехали и не верили глазам: все длинное побережье было в кемпингах, и все были закрыты. Севернее же все работало.

Следующий вопрос: подготовка к такому отдыху. От Бреста до озера Гарлате (возле Комо) в Италии — 1500 км. Так как дорога предстояла неблизкая, то и готовиться мы начали за несколько месяцев до поездки. Сперва мы завели список необходимых вещей, которые понадобятся на отдыхе. Таким образом мы ничего не упустим и в путешествии избежим лишних трат. Из необходимого, кроме палатки, у нас складные стулья, столик, дорожная посуда, спальные мешки, полотенца и прочее. Очень может пригодиться клеенчатый навес для обеденной зоны на случай дождя. Не забываем и такие мелочи, как прищепки, веревки для сушки белья, фонарики.

Наше место в кемпинге на Адриатическом море:

Фото автора конкурсной истории.

Важный пункт экономии здесь — самостоятельное изготовление, к примеру, спальных мешков. Купить отдельно основной материал и наполнитель легче легкого, и, думаю, не составит труда сшить все вместе. Это будет точно дешевле, чем покупать уже готовый спальник в магазине, тем более что у нас они дорогие. Мы так и сделали. То же касается и подушек, если они необходимы, или чего-то еще.

Топливо. Полный бак мы заправляли в Бресте перед пересечением границы, потому что все-таки у нас топливо самое дешевое. Если что, можно дозаправиться в Польше, но чем дальше в Европу, тем дороже. Совет: когда едете по стране, обращайте внимание на цены на заправках по пути. Так вы сможете ориентироваться в ценах и остановитесь на той, где будет дешевле всего. В Италии цены на дизель различались от 1.29 € до 1.5 €.

Продукты. Мы почти ничего не брали с собой, разве только овсянку. Из предыдущих поездок мы уже знали, что некоторые продукты стоят в Европе дешевле, чем у нас, при этом качество их намного лучше. Макароны, например спагетти, в Европе стоят в 2 раза дешевле — 0.6−1 €. Их чаще всего и покупали, добавляя к ним салаты или разные соусы. Получалось дешево, вкусно, сытно, и что немаловажно — быстро. Несколько раз вечером делали куриный шашлык. Вообще, готовили что попроще, время на отдыхе тоже надо экономить, ведь его не так много. Готовили всегда сами на нашей походной плитке. У нас с собой для этого также были газовые баллончики и необходимая посуда. Ну и в кемпингах иногда имелась плита.

Все продукты мы обычно покупали в супермаркетах типа Lidl, Carrefour, Conad, Spar… В них часто попадались акционные товары.

Вот для примера еще некоторые цены на продукты в супермаркетах Италии и Словении:

помидоры, огурцы — 1−1.7 €,

картофель — 0.5 — 1 €,

цветная капуста — 1.7 €,

куриное филе — 5−8 € за кг,

яблоки, груши — 1−2 €,

дыня, арбуз — 0.8−2 €,

йогурты — 0.4−2 €,

яйца — 1−2 €,

сыры с плесенью — 1−3 € за 150−200 г,

вино — от 2 € за 0.75−1 л.,

пиво — 0.6−2 €

В таких супермаркетах, в частности в Lidl, есть отдел с распродажей разной одежды, обуви, посуды… ну там много всякого. Вполне можно купить себе, например, набор маек по 3 € каждая, летнее платье или босоножки за 10 €…

Транзит. До озера Гарлате мы доехали на вторые сутки. По пути у нас был один транзитный ночлег в машине на стоянке где-то в Австрии, на обратном пути домой точно так же. И еще один ночлег был в середине отдыха в машине потому, что мы не успели до вечера доехать до места. Дискомфорт это терпимый, зато экономия существенная. Радует, что таких стоянок в Европе множество, в основном все они рядом с заправками. На многих таких стоянках есть чистые туалеты и душевые — то есть вполне можно чувствовать себя человеком. И главное, что все они бесплатные. По крайней мере, нам в основном такие попадались. Исключение было пару лет назад, когда в Польше нам попалась заправка с платным туалетом, поэтому мы сразу поехали дальше искать бесплатную.

Озеро Гарлате, вид из нашего кемпинга:

Фото автора конкурсной истории.

Оплата дорог. В Италии дороги чаще были платные, сумма зависела от расстояния: от 1.7 € за несколько километров до 63 € за участок в 700 км. Может быть, поэтому все туалеты и были бесплатными. В Словении же оплата дорог производилась покупкой виньетки, которая клеится на лобовое стекло: на 7 дней — 15 €. Конечно, бесплатные дороги никто не отменял, но на длинных переездах такие автобаны просто спасение.

Экскурсии мы себе организовывали сами. Гиды нам не нужны. Для меня нет большего удовольствия, чем готовиться к поездке, изучать новые места, читать о достопримечательностях, пешеходных маршрутах. Кроме того, я обязательно загружаю карты мест в приложение maps.me. Гениальное изобретение. Оно работает и офлайн, главное, включить навигатор. Там я тоже ставлю метки, где мы хотим побывать.

По музеям мы обычно не ходим. В новых местах платим только за входы к разным раскопкам вроде Римского форума, Колизея и тому подобных — очень любим мы гулять по развалинам. Прогулки же по историческим центрам городов, по их узким улочкам, куда глаза глядят, и вовсе бесплатны. Но, пожалуй, больше всего нас привлекает природа. Дикие скалы, ущелья, водопады, горные озера, смотровые площадки… Чаще всего посещение таких мест бесплатно, зато сколько впечатлений. Здесь платными бывают только входы в разные ущелья, пещеры, разбежка в цене: от 3 до 20 €.

На озере Гарлате, которое находится возле Комо (они разделены между собой небольшим проливом), мы жили первые 5 ночей (10 €/чел.ночь) — Camping Village Riviera 3*. Кемпинг там был чудесный, расположенный в потрясающе живописном месте на самом берегу озера. Здесь можно было совершенно бесплатно взять напрокат велосипед, пользоваться тренажерным залом, кататься на каяках по озеру, плавать в бассейне. Удивительно, но это было действительно так. Так что в один из дней мы взяли велосипеды и поехали изучать окрестности нашего озера.

Также оттуда мы ездили в город Бергамо и Бривио, плавали на кораблике по озеру Комо и посетили там города Лекко и Беладжио. Последний городок — это просто сказочно красивое, «открыточное» место. Билет на кораблик по направлению Лекко — Белладжио стоил 8 € на человека.

Белладжио:

Фото автора конкурсной истории

В один из дней ездили в Швейцарию, в долину Верзаска (деревушка Лавертеццо), чтобы окунуться в самую прозрачную реку в Европе. А на деле она оказалась еще и самой холодной. По пути остановились полюбоваться прекрасным озером Лугано. Все это было абсолютно бесплатно, если не считать стоянки в Лавертеццо — по 1 € за час:

Фото автора конкурсной истории

После озера Гарлате мы поехали на Адриатическое море. Но по пути мы решили заехать в горы. Минуя озеро Гарда, мы направились в Боссано-дель-Граппа. На горе Граппа на высоте 1,7 км расположено несколько смотровых площадок, а военный мемориал был интересным дополнением к красивым видам. Дорога на эту вершину была не из легких даже для машины, но подъем того стоил: в награду нам были потрясающие суровые пейзажи высокогорья. А еще мы побывали в облаке. Оно плавно опустилось прямо на гору и, конечно, закрыло собой виды на какое-то время, но это были непередаваемые ощущения — походить в облаке. И это все также бесплатно:

Фото автора конкурсной истории.

В тот день мы не успели доехать до следующего кемпинга до вечера, поэтому еще раз пришлось ночевать в машине. На следующий день мы заселились в кемпинг близ Анконы, точнее, в городке Сироло, на 2 ночи — Camping Village Internazionale 4*. Только на две, потому что кемпинг оказался самым дорогим из всех, в которых мы бывали: 15 € за ночь с человека. Но зато какой это был кемпинг! Не зря у него 4*. Кроме богатой инфраструктуры, огромным плюсом было его расположение — высоко на скале, и оттуда сверху открывался шикарный вид на море и пляжи, который можно было наблюдать прямо из палатки. Там мы встретили один из красивейших восходов солнца. Пляж был галечный, бесплатный, вода чистейшая. Не зря же Адриатическое море считается самым чистым в Европе.

Дальше мы отправились южнее и добрались до города Сабаудия. Это было уже Тирренское море. Здесь мы жили следующие 4 ночи — Camping Sabaudia 4*. Этот кемпинг был уже скромнее предыдущего и дешевле, несмотря на такое же количество звезд: за ночь 9 € с человека. Оттуда мы ездили в Террачину, Норму, на виллу Адриана в Тиволи (под Римом, вход 11 €/чел.), отдыхали на море. Пляж в Сабаудии поразителен. Огромное бесконечное песчаное побережье смотрелось очень эффектно, но плавать и нырять там нормально было невозможно. Берег песчаный, море мелкое и постоянно были большие волны и ветрено. Зато незабываемые закаты по вечерам. И все это рядом — через дорогу от кемпинга.

Потом мы переехали в Помпеи. Вообще мы хотели еще южнее, но все кемпинги ниже Неаполя оказались закрыты, как я уже писала выше. Пришлось возвращаться в сторону Неаполя, и, на счастье, в Помпеях мы нашли замечательный и на удивление недорогой для такого места кемпинг: 8 €/чел.ночь — Camping Pompei 3*. Жили там 4 ночи. Прямо через дорогу от него был знаменитый древний город, уничтоженный Везувием. Конечно, мы целый день отвели на посещение древних Помпей. Входной билет стоил 12 €/человека. Это место оказалось очень по душе. С утра были просто толпы туристов, но во второй половине дня большинство людей уезжали, и вот тогда там воцарялась тишина и можно было ощутить тот самый неповторимый дух вечности, что обитает в таких местах:

Фото автора конкурсной истории.

В другие дни мы ездили в Амальфи, Позитано, Салерно. Но ездили туда не машиной, а общественным транспортом, потому что пробки там жуткие, один раз уже попробовали. Из Помпей мы ехали до Сорретно поездом, там садились на автобус и дальше между городками передвигались автобусами, потом обратно поездом до Помпей. В Помпеях наша станция назвалась Pompei Scavi Villa Misteri. Автобусы ходят довольно часто, примерно через 15−30 минут, только едут долговато из-за трафика. Стоимость билетов на автобус и на поезд примерно одинакова. Для примера: автобус Позитано — Сорренто стоит 1.7 € на человека, по времени едет около 1,5 часа. Поезд Сорренто — Помпеи — 1.7−2 € на человека, едет около 40 минут. Билеты на поезд можно купить прямо на станции, а на автобусы — в маленьких магазинчиках с разной съедобной и несъедобной всячиной, как правило, расположенных возле остановок. По городкам мы гуляли пешком. Цены там на все очень высокие, поэтому мы ничего не покупали, а перекусывали фастфудом. Пляжи бесплатные.

Позитано:

Фото автора конкурсной истории.

Внимание: билет на автобус нужно покупать заранее, у водителя купить нельзя, и без билета не пустят, проверено.

Ну и как, живя рядом, было не подняться на Везувий. Билет стоил 10 €/чел. Дорога туда хоть и в горку, но не очень сложная. Можно даже в босоножках подниматься, трекинговые ботинки не обязательны. Сначала от парковки авто нужно идти по асфальту, а дальше подъем по утоптанной гравийке. Виды, открывающиеся сверху, затмевали собой всю усталость после подъема. А заглянуть в самый кратер вулкана — незабываемо:

Фото автора конкурсной истории.

Пришло время разворачиваться сторону дома. По пути было решено немного пожить еще в Словении. За день мы проехали около 700 км и поселились в кемпинге в очень живописном месте за 13 €/чел.ночь — Camp Park Lijak. Жили там 4 ночи. За это время мы наездились по окрестностям изумрудной реки Соча, успели побывать в Толминском ущелье (вход 4 €); абсолютно бесплатно за один день увидели 3 водопада: Krcnik, Kozjak, Boka; посетили водопад Savica (вход 5€) на озере Бохинь. Кстати, на это озеро мы ехали на «автовлаке» — это такой поезд для машин, и это было очень необычно: вроде как и сидишь в машине, а рулить не надо. Такой вид транспорта намного экономил время (мы ехали минут 20), так как по горам на обратном пути мы потратили в 3 раза больше времени. Билет на «автовлак» стоил 19 €. Мы садились на станции Most na Soci и ехали до Bohinjska Bistrica.

Озеро Бохинь:

Фото автора конкурсной истории.

Вот такой у нас получился отдых. Теперь подведу итоги. В этом мне помогали мои записи по расходам, которые я вела в дороге. Всего мы путешествовали 24 дня. Из них: 5 дней на переезды, из которых 3 ночи спали в машине, и 19 ночей в кемпингах.

Далее цены на человека при разделении на троих взрослых:

Жилье: 196 € (за 19 ночей)

Еда: 205 €

Топливо: 190 €

Платные дороги: 70 €

Входные билеты (+билеты на транспорт): 51 €

Парковки: 7 €

Всего на одного человека: 719 €. За таких насыщенных 24 дня. Насколько бюджетно, решать вам

-10%
-10%
-50%
-10%
-25%
-10%
-30%
-10%
-20%
-46%
0065603