реклама
Новенький
Банк ВТБ (Беларусь)
9 - 29.9%
Оранжевая мечта - Go Кэш
Белорусский народный банк
14.1%
Всё серьёзно
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 22.9%

Все кредиты


Говорят, первый шаг — это половина пути, но порою решится на него чрезвычайно сложно. Сегодня мы поговорим с Александром и Евгением, соучредителями ООО «Фишфуд», которые начали свой уже успешный бизнес с одного лишь сообщения в мессенджере.

— Евгений, сегодня ваша компания является поставщиком практически любых продуктов для ресторанов. Откуда в таком случае название Fishfood?

— Первоначально была задумка заниматься только рыбой, но достаточно быстро мы поняли, что нужно целить в другую нишу. Снабжение ресторанов абсолютно всей матрицей продуктов — начиная с хлеба и заканчивая самыми специфическими специями.

— Александр, а как начинался ваш бизнес?

— Мы с Женей давно друг друга знаем, дружим уже много лет, но работали в разных структурах, на разных людей. А началось все с банальной переписки в мессенджере. Я даже не помню, кто именно из нас написал, мол, а давай попробуем открыть свое дело. Там же в мессенджере по вечерам обсуждали, чем хотим заниматься, с чего начинать, как назвать компанию.

— Если все началось с мессенджера, значит, это было относительно недавно. При этом по дороге к вам я проходил мимо огромного складского помещения. То есть дела идут хорошо?

— Мы начинали в 2014-м, — продолжает Александр. — Сначала появился маленький офис, потом арендовали маленький склад. Потом появился небольшой заказ из России, который мы сами ночью и выгрузили на этот маленький склад. С утра поставили его на приход, сами выписали накладную, сами загрузили в свою машину и отвезли клиенту. Первое время на своих машинах все возили: кому пакет небольшой, кому коробку.

— В тот момент, когда вы стартовали, на рынке, наверняка, были уже крупные игроки. Как они отнеслись к появлению новой компании?

— Абсолютно нормально. Они нас знали по прошлым проектам, наверное, поэтому и получилось выстроить нормальные отношения. Мы общаемся, делимся друг с другом некоторыми соображениями о рынке, естественно, не озвучивая собственную стратегию. Да, рынок узкий, больше 3−4 игроков не поместится. Но при этом есть поле для здоровой конкуренции и это выгодно, в первую очередь, для клиента. Но и для нас это хорошо — конкуренция дисциплинирует, подталкивает не стоять на месте, развиваться.

— Хорошо, давайте вернемся к началу. Быстро ли пришли к пониманию, что нужен свой автопарк?

— К идее покупки своих машин мы пришли постепенно. Поначалу начали привлекать транспорт сторонних организаций, который 2−3 раза в неделю выезжал и развозил наши заказы, — рассказывает Евгений. — Примерно через год после старта нам стало тесно на том первом маленьком складе, и мы арендовали помещение в два раза больше. На первых порах закрывали все своим личным транспортом и транспортом подрядчиков: если надо было, доставляли и в выходные дни, и в праздничные. Но штат людей увеличился, обороты выросли и наступил тот момент, когда мы поняли, что нам нужна своя машина и постоянный водитель. Чтобы меньше зависеть от обстоятельств, свести к минимуму нештатные ситуации с доставкой. Первой машиной стал бэушный цельнометаллический фургон.

— Еще через год Женя пришел и говорит: слушай, нам и этого склада уже мало, — подхватывает Александр. — Мы буквально в течение месяца нашли помещение, которое было еще в два раза больше, и переехали. Там начала формироваться полноценная административная часть: бухгалтер и заместитель бухгалтера, персонал, работающий на складе, вырос штат менеджеров по продажам. Докупили еще две машины, стали напрямую импортировать товары из Китая, Европы, Америки, минуя российских посредников и снова стало тесно. Но история снова повторилась и через год мы переехали уже на нынешний склад, который вы и видели. Поначалу мы помещались на половине склада и хотели лишние площади сдавать, но в течение полугода так выросли, что поняли — этот склад нужен нам весь целиком и полностью.

— Именно здесь началась мощная работа, мы начали собирать команду мечты, обороты выросли и снова мы встали перед проблемой транспорта, — продолжает Евгений. — Но к тому моменту мы уже наигрались с «бэушной» техникой и решили, что если и покупать, то только что-то новое.

— С покупкой новых машин, кстати, получилась интересная история, — рассказывает Александр. Один наш хороший товарищ работал в компании, которая продавала иностранные грузовики, в том числе такие, которые нужны нам. Но как-то в беседе от него прозвучала фраза: «Ребята, зачем вам покупать наши машины, которые в 2−2,5 раза дороже «Газелей»? Мы поначалу не придали значения его словам, но из интереса поехали к дилеру ГАЗа, пощупали машины, посмотрели и решили попробовать. И сегодня у нас пять GAZelle Next, шестую заказали, ждем отгрузки.

— Как впечатления от машин?

— Первая машина, которую мы купили, за первый год проехала 140 тысяч километров: катается по всей Беларуси плюс иногда ездит в Москву. То есть вы представляете режим эксплуатации. За это время только регламентное обслуживание и что-то ремонтировали по гарантии. Что именно и не вспомним, а если так, значит было что-то незначительное.

— То есть к подержанным машинам уже не вернетесь?

— Знаете, нет, какими бы они хорошими ни были. «Бэушка», возможно, подойдет тем, у кого не такие большие пробеги, кто может и хочет сам ремонтировать и обслуживать транспорт. Главный плюс новых машин — ты уверен в том, что она выйдет на маршрут и доставит все в срок. А если что-то и случится, то это устранит фирменный сервис, и сделает это быстро, потому что в том числе от этого зависит, будем мы продолжать покупать их продукцию или нет. А еще многое зависит от того, есть ли у дилера человек, который тебя «ведет», которому ты можешь позвонить, и он решит любой вопрос. На «БелГАЗе» у нас такой человек есть, зовут Елена Клезович. Она — большой молодец, профессионал, вот она решает вопросы, прямо так и напишите.

— Правильно ли я понимаю, что транспортная составляющая в вашем бизнесе одна из самых важных?

— Безусловно. Ведь по сути мы продаем доставку продуктов, просто клиент у нас особенный. Рестораны не хотят сами забирать продукты, и это логично: для этого нужен свой транспорт, люди и т.д. Поэтому удовлетворенность нашего клиента в большой степени зависит от того, насколько точно в оговоренное время доставлен товар, доставляется ли товар с соблюдением всех режимов по температуре и влажности и т.д. У нас просто нет времени ломаться, чиниться и «тушить пожары» на доставке.

— Вы вначале сказали, что не делитесь стратегией. Тем не менее, можете ли озвучить планы на будущее?

— Мы точно не собираемся останавливаться. Будем пробовать свои силы в смежных нишах, есть несколько проектов, которые уже перетекли на бумагу. На этом складе мы проработаем еще максимум год, после чего наверняка начнем поиски нового места. А что касается транспорта, подумываем над покупкой нового ГАЗона, но, чтобы он катался преимущественно в городе-пригороде, с минимальным заездом на платные дороги.

-55%
-15%
-30%
-10%
-20%
-10%
-20%
-30%
-20%