101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  2. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  3. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  4. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  5. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  6. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  7. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  8. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  9. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  10. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  11. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  12. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  13. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  14. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  15. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  16. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  17. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  18. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  19. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  20. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  21. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  22. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  23. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  24. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  25. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  26. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  27. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  28. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  29. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  30. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
реклама


/

В классическом варианте «черная пятница» — это пятница после Дня благодарения в США. С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. В этот день магазины снижают цены на 50−90%, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Несколько лет назад традиция устраивать «черные пятницы» добралась и до нас, однако наши продавцы делают более скромные скидки — 20−30%, реже — 50%. И только единицы отваживаются снижать цены на 90%, но не на весь товар. FINANCE.TUT.BY поговорил с продавцами и экспертами и выяснил, почему в Беларуси редко встречаются глубокие скидки.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Белорусы, которые бывали на заграничных «черных пятницах», рассказывают, что там они проходят совсем не так, как у нас.

— Я в Америке попала на «черную пятницу». Там действительно в этот день можно купить товары по очень выгодной цене, особенно электронику, — рассказывает минчанка Ирина. — Скидки начинаются от 50% и заканчиваются 90%. Единичные продавцы отдавали товар старого производства, а то и того дешевле. Людей в этот день в магазинах немерено. Если кто видел фотографии с дерущимися за товар покупателями, это не монтаж и не шутка. Там действительно бывает такое.

В Польше распродажный день проходит более спокойно, но скидки там тоже делают приличные.

— Люди, конечно, в магазинах были, но паники и хватания я не заметила, — делится впечатлениями от польской «черной пятницы» минчанка Екатерина. — Много скидок на бытовую технику, телефонию. В магазинах бытовой химии и косметики чаще всего акции «1+1». Видела даже акцию "купи один телевизор и второй получи за грош". Скидки там делают разные — есть и 15%, и 70%. Много вещей в магазинах было нетоварного вида — в смятых коробках, порванных упаковках, в оформлении прилавков был легкий хаос. Кстати, в Польше видела майку, которая стоила 30 злотых, цена была зачеркнута и прописана 70 злотых. А сверху наклеили новый акционный ценник 42 злотых. Я слышала, что перед распродажами некоторые продавцы повышают цену, а потом скидку считают от нее, но увидела первый раз там.

«Если написать до 80%, то покупателей придет больше»

Какие же скидки предлагают магазины в Минске в эту «черную пятницу».

— У нас будут скидки 20% на всю новую коллекцию. Старые коллекции представлены не будут, — рассказали нам в магазине модной одежды Reserved.

На вопрос, почему не будет больших скидок, в магазине ответили, что у них «всегда в продаже есть товар с большими скидками». Это вещи, которые неактуальны в этом сезоне. То есть на то, от чего магазин хочет избавиться.

В магазине ZARA сказали, что они пока не знают, какие у них будут скидки и будут ли они вообще участвовать в скидочном дне. «Нам руководство сообщает об этом перед самой «черной пятницей», — пояснили работники магазина.

Порадовал размером скидки магазин одежды отечественного производства Westerly. Он анонсировал конечно не 90%, но до 70% обещал скинуть цены.

— Мы делаем большие скидки — до 70% на продукцию 2016−2017 года, то есть остатки товара прошлых коллекций, — пояснили в одном из фирменных магазинов. — На товар новых коллекций у нас будут скидки 20−30% в зависимости от сезонности. В Беларуси скидки в 90% не всегда возможно предоставить в связи с финансовым обеспечением предприятий. Мы не можем себе позволить делать такие скидки.

Интересный факт, что в Индии скидки на товары указываются не до стольки-то процентов, а от. Почему же у нас указывают чаще всего верхнюю границу?

— Люди лучше воспринимают большие цифры. Если написать до 80%, то покупателей придет больше, — пояснили работники одного из магазинов «Твое». — Это маркетинговый ход. Так делает большинство магазинов.

Кстати, этот магазин анонсировал скидки до 80%.

— Пока мы не знаем, на какие конкретно товары у нас будут скидки. Руководство об этом сообщает перед самой «черной пятницей».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Присоединятся к скидочному дню и минские универмаги. К примеру, ЦУМ будет делать скидки до 50% на некоторые товары.

— Мы не первый раз участвуем в «черной пятнице», — прокомментировали в ЦУМе. — Если брать интернетовскую, то мы участвуем третий год подряд, с тех пор как у нас появился интернет-магазин. В этом году мы пошли немножко нестандартно: начинаем «черную пятницу» в четверг, будем предоставлять 25%-ные скидки на непродовольственные товары, обычно даем 22%. Но она будет распространяться только на то, что стоит дороже 7 рублей. В интернет-магазине у нас тоже будет «черная пятница» — с 23 по 26 ноября. Там мы на некоторую бытовую технику и радиоэлектронику предложим скидку и в 50%. Таких позиций немного, но все-таки они будут. И еще мы предложим покупателям нашего универмага 145 товаров со скидкой 45%.

На вопрос, почему не могут сделать скидки 70−90%, в универмаге ответили коротко: «Мы варьируем в рамках своей торговой надбавки».

В одном из магазинов модной одежды отсутствие глубоких скидок пояснили тем, что «по закону делать большие скидки нельзя».

— У нас в «черную пятницу» будет скидка 20% на весь товар, — рассказали в магазине. — Нам сказали, что по закону большие скидки — свыше 50% — делать нельзя. У нас в августе-сентябре должна была проводиться акция, которая проходит каждый год в наших магазинах по всему миру. На ней обычно выдаются купоны со скидкой до 50%. А нам запретили давать такую. Поэтому у нас и нет больших скидок, максимум 20%.

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли сказали, что продавец имеет право делать скидку любого размера, на свое усмотрение.

— Скидки, распродажи, акции — все это на откуп субъектов хозяйствования, то есть эти вопросы решают сами продавцы, — сказали в ведомстве. — Это дело каждого. У каждого своя ситуация, своя стратегия, оборот товара. Участие в днях скидок, «черных пятницах» — это тоже дело добровольное. Даже если торговый центр в целом заявляет, что будет участвовать, то это не значит, что скидки будут в каждом магазине. Продавцы полностью сами определяют, что и как им реализовывать, по какой цене.

Также в министерстве сказали, что к ним не обращались люди с жалобами на завышение цен перед «черной пятницей», как в случае с Польшей.

— У нас таких обращений не было. Может, потому что такого рода вопросы и обращения обычно поступают в местные органы власти, а не в министерство, — сказали в МАРТ.

В главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома тоже сказали, что к ним таких жалоб не поступало.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

«Чем выше конкуренция, тем больше скидки»

По мнению аналитика форекс-брокера «Альпари» Вадима Иосуба, белорусские продавцы не делают больших скидок из-за особенностей нашего бухгалтерского учета и налогообложения.

— У меня есть версия, почему в большинстве белорусских магазинов не бывает глубоких скидок. Могу предположить, что это не связано с уровнем развития нашей экономики. И, скорее всего, это не из-за жадности наших продавцов, — рассуждает Вадим Иосуб. — Безусловно, имеет значение уровень конкуренции. Можно наблюдать, что чем она выше, тем больше скидки.

В качестве примера можно привести сети ювелирных магазинов. В эту «черную пятницу» только они заявили скидки до 90%.

— Этот рынок действительно достаточно высококонкурентный. Самые высокие скидки, причем на регулярной основе, насколько это видно из рекламы, делают именно ювелирные магазины. Они не привязаны к каким-то общенациональным распродажам, «черным пятницам» и так далее. Проще всего давать скидки тем, кто изначально сделал серьезную наценку на свой товар. Это известный во всем мире маркетинговый ход, когда продавец увеличивает цену в несколько раз, а потом предоставляет огромную скидку. В результате получается просто адекватная цена, — говорит аналитик.

По словам Вадима Иосуба, большие скидки повлекут за собой снижение прибыли, а иногда могут принести и убытки. На это «могут косо посмотреть» наши налоговые и контролирующие органы.

— Большое значение имеют особенности нашего бухгалтерского учета и налогообложения. Тут нужно четко понимать, что выставление скидок связано с уменьшением прибыли продавца, может, даже и с получением бухгалтерских убытков. Несмотря на то, что это может расширить покупательскую базу, повысить лояльность покупателей и в будущем привести к росту продаж, на снижение прибыли, а тем более на появление убытков, думаю, будут очень косо смотреть наши налоговые и контролирующие органы, — говорит аналитик. — Проще не доводить до такой ситуации, чем потом столкнуться с непониманием со стороны налоговиков и контролеров. Думаю, это один из существенных факторов, хотя и не единственный.

Связи между небольшими скидками в белорусских магазинах и высокой закупочной ценой товара Вадим Иосуб не видит.

— Под скидкой понимается снижение цены на сколько-то процентов. Даже если у нас товар в абсолютных величинах — деньгах — дороже, чем в той же Литве, напрямую это не мешает дать у нас ту же скидку 25 — 50%, 70%. Разные наценки они объясняют изначально разными ценами. Если у нас какой-то товар в 1,5 раза дороже, чем в Литве, к примеру, дали бы и здесь, и там скидку 50%. Он бы и после этого оказался в 1,5 раза дороже. Но дело в том, что, скорее всего, эту скидку в 50% мы здесь не увидим. Желание делать или не делать скидки напрямую с пошлинами, акцизами, наценками и тому подобным не связано.

-20%
-65%
-10%
-15%
-10%
-30%
-15%
-20%
-25%
-70%