реклама


Александра Марданова / Фото: Марина Серебрякова /

Cегодня мы уже не стоим в километровых очередях, чтобы оплатить телефон или коммунальные услуги: у нас есть и система интернет-банкинга, и мобильный банк, и платежные терминалы. Но как быть пенсионерам, большинство из которых с техникой — на «вы»? Как убедить бабушку отдать деньги «бездушной машине» и не стоять в очереди несколько часов? Вместе с платежной системой БЕЛКАРТ мы рассказываем о том, как специалисты столичного банка помогают пенсионерам привыкнуть к хитрой технике.

«Если нужно — повторим три, пять, десять раз»

«Я на банкомате что-то не то нажму, и вокруг все взорвется», — одно из самых популярных предположений у пенсионеров, которые не собираются изменять своей традиции — оплачивать счета в кассе. Поэтому для комфорта и экономии времени в отделениях банка начали появляться специалисты, которые могут помочь не только советом, но и делом в освоении инфокиоска.

— Многие пенсионеры сейчас перешли на банковское обслуживание, поэтому мы почувствовали, что квалифицированная «электронная» помощь необходима, — рассказывает Анна Федорова, специалист по операционно-кассовой работе Белагропромбанка. — Больше всего посетителей собирается во время оплаты коммуналки. В эти горячие дни консультанты могут сами подойти к стоящим в очередях пожилым клиентам и предложить оплатить счета при помощи терминала.

По словам сотрудницы банка, пенсионеры в своем большинстве принимают помощь охотно: им приятно внимание и возможность пообщаться.

— Консультанты не просто демонстрируют, как нужно платить, но и вовлекают в процесс самого посетителя. Показывают, куда нажимать, объясняют человеку, что бояться нечего. Если нужно — повторят три, пять, десять раз, — делится опытом работник. — Нововведения для пенсионеров — тема сложная. Бывают и такие люди, которые наотрез отказываются от помощи. Мы никого не принуждаем.

Не все пенсионеры «на вы» с технологиями, есть клиенты, которые сами подбегают к сотруднику «на минуточку»:

— Говорят: «Ой, вы мне только одну вещь подскажите, а дальше я все сделаю сам!», — улыбается собеседница. — Все очень индивидуально. Мы всегда стараемся объяснить принцип работы платежного терминала доступным языком. Конечно, «кэш-ин» и «кэшбэк» для пенсионера — это нечто заоблачное. Но бывает, что и молодые люди, которые не связаны с банковской сферой, сталкиваются с трудностями. Это абсолютно нормально.

«А почему в этот раз пенсия задерживается?»

Случается, что пожилой человек, пытаясь оплатить коммуналку самостоятельно, вставляет в банкомат карточку не той стороной. Как следствие, — испуг, что она плохая, испорченная, а машина, в которой остались все деньги, сломана. В таких случаях работнику банка важно не только проявить компетентность, но и уметь «включить психолога».

— Бывают разные ситуации. Например, иногда пенсия, которая обычно приходит 13 числа каждого месяца, поступает на карточку 10-го. А в следующем месяце — как обычно. И обязательно будут звонки с вопросом: «А почему в этот раз пенсия задерживается?», хотя сейчас она пришла как раз вовремя, — улыбается Анна.

Девушка отмечает, что все больше пенсионеров, несмотря на трудности, начинает пользоваться карточками:

— Некоторые постоянные пожилые клиенты сразу приходят со списком того, что нужно оплатить. Чаще всего в нем коммунальные услуги, мобильный телефон, иногда интернет. Кто-то не идет в инфокиоск, а стоит в очереди в кассу и все равно там использует карточку для оплаты, — делится собеседница. — Чтобы поощрить пожилых людей, которые тянутся к новым технологиям, наш банк предлагает пенсионерам пакет «Забота» на базе карточки платежной системы БЕЛКАРТ. Карточка — бесплатная, к тому же при открытии счета мы дарим 30 рублей. Они будут зачисляться в течение первых трех месяцев — по 10 рублей в последний рабочий день. В рамках пенсионного пакета можно открыть и отзывной вклад со ставкой 7,9%.— Есть еще один приятный бонус для пожилых людей — двухпроцентный кэшбек при расчете карточкой в магазинах и аптеках. Единственное условие: за одну покупку может вернуться не более 10 рублей, — отмечает собеседница. — Плюс, по нашему пенсионному пакету всегда проходят различные акции и розыгрыши. Например, 14 марта мы узнаем, кто станет счастливым обладателем приза в 2000 рублей на санаторное лечение.

«Деньги не исчезают в груде металла, их никто не ворует»

— Конечно, нам важно показать, что ноу-хау — это не обман, — рассказывает Анна, — что деньги не исчезают навсегда в груде металла и что их никто не ворует. Мы даже беремся за обучение пенсионеров азам интернет-банкинга. Консультанты вводят все данные, выносят отдельно ярлыки быстрой оплаты — человеку остается лишь оплатить услугу «в один клик».

Анна уверена, что привлечь пенсионеров к современным технологиям вполне реально. Главное — забота, терпение и умение объяснить сложные вещи простым для пожилого человека языком:

— А это — самое трудное. Пытаться упростить что-то, что самому кажется элементарным уже в таком виде. В любом случае, мы всегда стараемся донести, что нововведения улучшат человеку жизнь, что ему не придется тратить время и силы, простаивая в очередях.

По данным Белстата на январь 2018 года в стране насчитывалось 2,041 млн пожилых граждан (60 лет и старше). Из них почти полтора миллиона живет в городах и еще почти 600 тысяч — в сельской местности. По данным Нацбанка Беларуси, на 1 января 2018 года в стране более 1,2 миллиона пенсионеров имели банковские карточки (из них более 900 тысяч — на базе платежной системы БЕЛКАРТ).

Среди пожилых работников большинство устроено в сфере научных исследований и разработок (21%). Далее следуют производство вычислительной техники и электроники (12%), операции с недвижимостью (12%), другие услуги (12%), творчество, спорт, развлечения и отдых (12%), а также образование (11%).

Всё активнее старшее поколение пользуется интернетом: уже 30% среди всех пожилых людей в стране (по данным за 2017 год). Для сравнения, восемь лет назад этот показатель составлял около 2%. Причем сейчас каждый второй среди «старших» пользователей заходит в сеть ежедневно — для поиска информации (88%), общения в соцсетях и на форумах (почти 60%), переписки по электронной почте и переговоров (53%), а также ради фильмов и музыки (51%). 

Партнер проекта:
-20%
-15%
-25%
-22%
-10%
-80%
-10%
-50%