174 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  2. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  3. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  4. Завтра начинают судить студентов, которые уже полгода находятся в СИЗО. Большинству обвиняемых — от 19 до 24 лет
  5. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  6. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркi — пра паўгода ў эміграцыі
  7. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  8. «Нынешняя война отличается от предыдущих». Поговорили с белорусками, которые живут в Израиле, о событиях последних дней
  9. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  10. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях
  11. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  12. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  13. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  14. На МТЗ реконструкция, в основном — за кредитные займы
  15. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  16. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  17. Сделать имение Радзивиллов great again. Как под Барановичами спасают уникальную «заброшку»
  18. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  19. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  20. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  21. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии
  22. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран
  23. В Будславе начали работу альпинисты. На восстановление костела белорусы уже собрали 170 тысяч рублей
  24. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  25. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  26. С какими заболеваниями чаще всего путают язву и какие у нее симптомы
  27. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  28. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  29. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  30. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
реклама


«Берясь за тему, я больше всего думала о том, почему на белорусских современных деньгах не изображают портреты», — рассказывает Ксения Шталенкова. Девушка исследовала дизайн белорусских денег и написала на эту тему монографию. Ксения рассказала FINANCE.TUT.BY о том, как картинки на купюрах влияют на имидж страны, и почему в них отражается «идея белорусскости».

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY
Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Монография называется «Деньги и идеология: [R]эволюция белорусскости длиной в 100 лет». Это исследование визуального дизайна бумажных денег, использовавшихся на белорусских территориях в 1917—2016 годах. Ксения Шталенкова рассказывает, что занялась этой темой еще пять лет назад, когда училась на программе по визуальному дизайну. Девушке было интересно посмотреть, как в дизайне денег воплощается «идея белорусскости».

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 63. Белорусские рубли («зайчики"/"белочки»), май 1992 года, автор концепции Сергей Слабченко, художник Константин Хотяновский.

— Деньги — это очень интересный пример повседневного объекта, на чей внешний вид мы почти не обращаем внимание. Я сама практически не пользуюсь материальными формами денег, большая часть моих платежей — бесконтактные. Именно из-за такой «непривычности» я вдруг обратила внимание именно на дизайн белорусских купюр.

Исследовательница вспоминает, что во время работы над монографией ее больше всего заинтересовало, почему на белорусских современных деньгах не изображают портреты.

— Ранее в СМИ отсутствие портретов воспринималось как нейтрализация национального нарратива в дизайне белорусских рублей. Однако, чем дальше я работала и сравнивала различные национальные валюты, тем больше оказывалось, что портреты далеко не самое эффективное средство для такой полиэтничной и поликонфессиональной нации, как белорусы.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 64. Эскизы белорусских денег без названия валюты либо с использованием названия «талер» вместо «рубель».

По мнению девушки, ряд портретов на банкнотах всегда будет ограничен количеством номиналов, следовательно, возникает вопрос, кто будет включен в перечень, а кто останется за его пределами.

— Мне очень нравится, что в дизайне новых белорусских рублей образца 2009 года впервые главным героем становится белорусский язык — он предстает не только в виде функциональных надписей, но также и как исторический артефакт. В новом дизайне мы видим книги, и за каждой из них стоит конкретный автор, который связан с белорусской историей. Возможно, это даже важнее, чем отдельно стоящий портрет.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 76. Эскизы к новому проекту белорусских талеров, 1998 год.

Было бы интересно, если бы в дизайне белорусских рублей в будущем «более рельефно» проступила природная тематика, считает Ксения.

— После эпохи «зайчиков» она практически не использовалась для дизайна денег, а это очень мощный ресурс, благодаря которому можно показать значение Беларуси в историческом контексте, в том числе и на международном уровне.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 75. Проект белорусских рублей 1993 (1994) года, художник Александр Зименко.

Из всей монографии исследовательница особенно советует главу о деньгах 1917−1924 годов, когда «Беларусь оказалась в условиях, связанных с национальным самоопределением», главу о портретах и главу о трансформациях в дизайне современных белорусских денег.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 74. Проект белорусских талеров, 1992 год, автор концепции Владимир Круковский, художник банкнот Леонид (Лявон) Бартлов.

Услышать подробнее о книге и поучаствовать в дискуссии «Деньги как культурный артефакт: место дизайна в истории» можно 18 декабря в 18.30 в литературном музее Максима Богдановича.

Читайте также

Фото: из личного архива Павла Ростовцева
«Дороговизна ужасная». Какие деньги ходили в 1918 году и что на них можно было купить
naviny.by
Деньги, которые мы потеряли: какие купюры белорусы больше никогда не положат в кошелек
-12%
-5%
-47%
-35%
-40%
-35%
-20%