109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  2. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  3. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  4. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  5. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  6. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  7. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  8. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  9. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  10. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  11. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  12. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  13. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  14. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  15. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  16. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  17. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  18. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  19. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  20. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  21. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  22. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  23. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  24. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  25. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  26. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  27. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  28. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  29. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  30. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
реклама


«Берясь за тему, я больше всего думала о том, почему на белорусских современных деньгах не изображают портреты», — рассказывает Ксения Шталенкова. Девушка исследовала дизайн белорусских денег и написала на эту тему монографию. Ксения рассказала FINANCE.TUT.BY о том, как картинки на купюрах влияют на имидж страны, и почему в них отражается «идея белорусскости».

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY
Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Монография называется «Деньги и идеология: [R]эволюция белорусскости длиной в 100 лет». Это исследование визуального дизайна бумажных денег, использовавшихся на белорусских территориях в 1917—2016 годах. Ксения Шталенкова рассказывает, что занялась этой темой еще пять лет назад, когда училась на программе по визуальному дизайну. Девушке было интересно посмотреть, как в дизайне денег воплощается «идея белорусскости».

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 63. Белорусские рубли («зайчики"/"белочки»), май 1992 года, автор концепции Сергей Слабченко, художник Константин Хотяновский.

— Деньги — это очень интересный пример повседневного объекта, на чей внешний вид мы почти не обращаем внимание. Я сама практически не пользуюсь материальными формами денег, большая часть моих платежей — бесконтактные. Именно из-за такой «непривычности» я вдруг обратила внимание именно на дизайн белорусских купюр.

Исследовательница вспоминает, что во время работы над монографией ее больше всего заинтересовало, почему на белорусских современных деньгах не изображают портреты.

— Ранее в СМИ отсутствие портретов воспринималось как нейтрализация национального нарратива в дизайне белорусских рублей. Однако, чем дальше я работала и сравнивала различные национальные валюты, тем больше оказывалось, что портреты далеко не самое эффективное средство для такой полиэтничной и поликонфессиональной нации, как белорусы.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 64. Эскизы белорусских денег без названия валюты либо с использованием названия «талер» вместо «рубель».

По мнению девушки, ряд портретов на банкнотах всегда будет ограничен количеством номиналов, следовательно, возникает вопрос, кто будет включен в перечень, а кто останется за его пределами.

— Мне очень нравится, что в дизайне новых белорусских рублей образца 2009 года впервые главным героем становится белорусский язык — он предстает не только в виде функциональных надписей, но также и как исторический артефакт. В новом дизайне мы видим книги, и за каждой из них стоит конкретный автор, который связан с белорусской историей. Возможно, это даже важнее, чем отдельно стоящий портрет.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 76. Эскизы к новому проекту белорусских талеров, 1998 год.

Было бы интересно, если бы в дизайне белорусских рублей в будущем «более рельефно» проступила природная тематика, считает Ксения.

— После эпохи «зайчиков» она практически не использовалась для дизайна денег, а это очень мощный ресурс, благодаря которому можно показать значение Беларуси в историческом контексте, в том числе и на международном уровне.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 75. Проект белорусских рублей 1993 (1994) года, художник Александр Зименко.

Из всей монографии исследовательница особенно советует главу о деньгах 1917−1924 годов, когда «Беларусь оказалась в условиях, связанных с национальным самоопределением», главу о портретах и главу о трансформациях в дизайне современных белорусских денег.

Изображение из книги, публикуется с разрешения автора. Рисунок 74. Проект белорусских талеров, 1992 год, автор концепции Владимир Круковский, художник банкнот Леонид (Лявон) Бартлов.

Услышать подробнее о книге и поучаствовать в дискуссии «Деньги как культурный артефакт: место дизайна в истории» можно 18 декабря в 18.30 в литературном музее Максима Богдановича.

Читайте также

Фото: из личного архива Павла Ростовцева
«Дороговизна ужасная». Какие деньги ходили в 1918 году и что на них можно было купить
naviny.by
Деньги, которые мы потеряли: какие купюры белорусы больше никогда не положат в кошелек
-20%
-12%
-10%
-10%
-30%
-33%
-10%
-10%
-15%
-20%