реклама
Испытательный
Банк ВТБ (Беларусь)
14.5%
Всё серьёзно
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 22.9%
Новенький
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 29.9%

Все кредиты

Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
12.94%
Доходный на 1095 дней
Банк ВТБ (Беларусь)
12.94%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
12.94%

Все вклады


/

Количество мелкорозничных ипэшников в Беларуси с 2011 года к началу 2017-го уменьшилось более чем на 28%. Такие цифры привел председатель общественного объединения «Перспектива» Анатолий Шумченко на декабрьском форуме предпринимателей. По его прогнозам, если ничего не изменится, то к 2028 году мелкорозничные ипэшники исчезнут как класс. TUT.BY прошелся по магазинчикам торговых центров Бреста, чтобы выяснить, так ли все плохо и что сделать, чтобы было хорошо.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Оплотом брестских вещевиков всегда был рынок за ЦУМом. Сюда тянулись горожане еще в «добутиковую» эпоху. Между рядами косяками ходили покупатели, а продавцы только и успевали вывешивать товар. В последние годы на рынке стало заметно свободнее. Клиентские реки обмелели до ручейков, но шеренги ипэшников пока не редеют.

— Люди пока работают, не закрываются, но и ряды предпринимателей не пополняются, — рассказала TUT.BY предприниматель Елена Кустус. — На нашем рынке места все заняты, но есть рынки, которые пустуют.

По словам собеседницы, главные проблемы, с которыми сталкиваются нынешние ипэшники, это необходимость сертификации, снижение покупательной способности людей и азиатские магазины, которые торгуют товарами невысокого качества по низким ценам, пользуясь двухгодичным мораторием на проверки.

— Тут все вкупе. Наше предпринимательство просто умирает. Как таковых рынков скоро не будет. Людям тяжело. Условия с этой отчетностью… Нам все говорят, что упрощают нашу деятельность, а на самом деле никакого упрощения. Отчетность большая у предпринимателя, с документами много работы. Одному человеку просто тяжело все это тянуть, — говорит Елена.

По наблюдениям предпринимательницы, покупателей в последние годы тоже стало мало на рынке:

— Торговля оживляется в канун праздников или в выходные дни. По будням мы шутим, что можно на рынок приходить стометровку сдавать: от одного конца до другого пробежишься и в крайнем случае только за развешанные вещи зацепишься. Все.

«Если человек открыл свое дело 20 лет назад, то не пойдет он уже лопатой работать»

В торговых центрах города «предпринимательского исхода» пока не наблюдается. Хотя и здесь витает дух отчаяния. Бутиков становится все меньше, а на их место приходят развлекательные центры.

— Покупательная способность у людей упала. Мы же видим: людей меньше. Не только у нас. Это везде, — сообщил директор ТЦ «Клондайк» Владимир Жук. — Но люди работают. Если раньше зарабатывали, то сегодня, может быть, достают из копилки то, что раньше заработали. Ситуация сложная. Но вот в сфере оказания услуг и развлечений, наоборот, прирост. Они как-то держатся нормально. А торговля выживает.

Ситуация, говорит, обостряется еще и тем, что белорусским ипэшникам приходится конкурировать с азиатскими магазинами.

— А наши предприниматели работают по документам. У всех накладные есть. Все прозрачно. (…) Уже они и привыкли к этим документам. Ныли, конечно, поначалу, но уже изучили все, научились, — отметил Владимир Павлович.

Директор торгового центра также подчеркнул, что пока ипэшники массово из своих бутиков не бегут:

— Новые не выдерживают конкуренции, а те, кто 20 лет назад открылся, еще держатся. У них есть еще какие-то наработки, есть деньги на товар. Не скажешь, что зарабатывают сейчас какие-то баснословные «бабки». Так, на хлеб. Если человек открыл свое дело 20 лет назад, то не пойдет он уже лопатой работать.

Предприниматель Ольга продает в ТЦ «Клондайк» обувь. Семейный бизнес открыл около 20 лет назад ее муж.

— Муж занимается документацией, а я здесь работаю. Если бы он вместо меня работал, то нужно было бы кого-то еще нанимать, чтобы занимался бумагами. Казалось бы, ИП — это не какое-то большое производство, но все равно постоянно изменения происходят, — отметила собеседница.

По словам Ольги, бумаги не главная проблема их бизнеса. Куда больше забот мелкорозничным продавцам обуви доставляют крупные торговые сети, которые отбирают клиентов.

— Очень много людей забирают крупные магазины. Пусть там качество хромает, но можно купить не одну, а две пары по цене одной нашей. Сейчас человеку не столько важно, какая обувь, важно, чтобы было в чем-то ходить и во что ребенка обуть. Заработные платы у людей снизились. Раньше люди к нам приходили, когда хотели обувь получше. Теперь они рассчитывают на ту сумму, которая есть. Люди уже не приходят и не смотрят модели, а сначала спрашивают, какая цена.

«Когда у людей был больше достаток, торговля была»

В торговом центре «Москва» ипэшники тоже не спешат сдавать свои позиции, но и здесь отмечают, что времена нынче «не те». Анжелика, которая держит свой бутик с бижутерией, винит в этом снижение покупательной способности.

— Когда у людей был выше достаток и была возможность свободно потратить деньги, конечно, торговля была. Я помню времена, когда, чтобы поменять деньги, ты бежишь по коридору и не можешь протолкнуться — столько людей было. А сейчас вы же видите сами: пусто, прозрачно. В основном работа идет на наработанных клиентах, которые знают, приходят конкретно на товар и на продавца, — рассказала собеседница.

Еще одна головная боль предпринимателей — сторонние расходы:

— Все эти сертификаты, которые от нас требуют, — это дополнительные вложения денег. А мы платим за счет чего? За счет того, что заработали. Оборота нет, а налоги, аренду, другие платежи — если все это собрать в кучу, то выходит внушительная сумма. Тут уже работаешь только для того, чтобы «отбить».

Я говорила своим коллегам: «Выходите в интернет»

Предприниматель Ксения из тех, кому в «штанах ипэшников» уже тесно. 10 лет назад она открыла небольшую точку по продаже сумочек в торговом центре «Гостиный двор», а сейчас выбирает место под будущий магазин.

В неспокойные для белорусских предпринимателей времена она, как и многие, думала закрываться. Однако продолжила работать. По словам Ксении, кризис заставил ее шевелиться и искать новые возможности. Предпринимательница нашла пути реализации своего товара на российском рынке, подключила к продажам интернет. Сейчас на страницу ее магазина в Instagram подписано свыше 110 тысяч человек.

— Люди не привыкли меняться и адаптироваться под современные условия. Так, как было раньше, уже не будет. Если ты ничего не делаешь, то ничего не будет. Я говорила своим коллегам: «Выходите в интернет». Там есть возможности, есть спрос. Мне отвечали: «Ай нет, сложно». Не хотят наши люди что-то делать. Я сравнивала с Россией. Там предприниматели готовы на все, если видят, что это работает. А у нас чего-то ждут.

Несмотря на то, что продажи и через интернет идут неплохо, свою точку в «Гостином дворе» Ксения закрывать не собирается:

— Она давно работает. У меня много клиентов из Бреста. Какой смысл мне ее закрывать? Она же не «минусовая».

-30%
-20%
-20%
-28%
-50%
-10%
-20%