99 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  2. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  3. Можно ли носить одежду БЧБ, новый глава НОК и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  4. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  5. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  6. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  7. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  8. Госдолг Беларуси за месяц вырос на 1,9 млрд рублей, занять на внешних рынках удалось мизер
  9. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  10. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  11. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  12. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  13. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  14. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  15. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  16. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  17. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  18. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  19. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  20. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  21. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  22. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  23. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  24. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  25. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  26. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  27. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  28. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  29. Белорус опубликовал информацию обо всех известных захоронениях соотечественников в Чехии и Словакии
  30. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
реклама


«У меня есть потрясающая идея бизнеса — я уже практически богат!» — это не всегда так. Неизвестно, будет ли успешен проект кистевого эспандера с зарядным устройством или игровой приставки для собак. Нужно оценить, как скоро окупится такое дело, а еще понять, откуда придут клиенты и где найти хороших сотрудников. Чтобы об этом не забывали, на vc.ru сформулировали четыре подростковых мифа о бизнесе и объяснили, что с ними не так.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

1. «У меня есть потрясающая идея бизнеса — я уже практически богат!»

Первое занятие я сфокусировал вокруг статистики, что не менее девяти из десяти новых бизнесов закрываются в первые полгода. Самая частая причина — они оказываются никому не нужны, то есть ошибку сделали на этапе генерации и оценки идеи.

На занятиях мы рассматриваем десять краудфандинговых стартапов, и ребята пытаются угадать, какие из них в реальности оказались востребованы, а какие — нет.

Был ли успешен проект портативных ветрогенераторов для пикников? Кистевого эспандера с зарядным устройством для телефона? Запуска частного спутника? Игровой приставки для собак? Мы анализировали презентации продуктов и пытались угадать, что нашло отклик в сердцах потребителей.

Самая частая ошибка в поиске бизнес-идеи — человек измеряет ее успешность через себя. Если вы едите «Доширак», то автомат по продаже заваренной кипятком лапши будет казаться вам намного более удачной бизнес-идеей, чем человеку, который такую лапшу вообще за еду не считает.

На первых порах взглянуть на идею со стороны отлично помогает анализ через модели и опросники, которые заставляют посмотреть на ситуацию шире. Какую проблему решает продукт? Как люди сейчас ее решают? Какие еще варианты есть? Как много людей с такой проблемой? Главное, такие вопросы заставляют сомневаться, выдвигать гипотезы, анализировать, искать информацию.

2. «О боже, это можно покупать за 100, а продавать за 500. Рентабельность 400%»

Когда люди, далекие от бизнеса, осознают, что цена зерен, молока и сиропа для их латте составляет 18 рублей, а заплатили они за него 200 рублей, они обычно говорят что-то вроде: «Вот буржуи, обманывают людей: потратили 18 рублей, а 182 рубля — в карман!»

Возможно, поэтому открытие собственной кофейни или бара — такая привлекательная для молодых людей идея. Впрочем, через несколько месяцев становится понятно, что доходы и расходы ведут себя абсолютно не так, как ожидалось.

Неправильная оценка финансовой модели бизнеса — огромная проблема. В ходе занятия мы учимся разбирать бизнесы через модель постоянных и переменных затрат, сразу с формулами и в таблице.

Первое открытие: затрат оказывается намного больше, чем кажется сначала. В чашке кофе еще скрывается зарплата баристы, аренда, стоимость оборудования, реклама и еще десятки статей расходов, о существовании которых можно и не узнать заранее.

Второе открытие: наша «суперприбыльная» кофейня, если неправильно спрогнозировать продажи кофе, будет тратить деньги с фантастической скоростью: чтобы быть в точке безубыточности, нужно уже серьезно постараться.

Третье открытие: наша прибыль ведет себя совсем не так стабильно, как наши расходы. Даже популярная кофейня большую часть дня пустует.

3. «Где найти клиентов? Ну… придут, кому надо. Может, рекламу в почтовые ящики разложу»

Третье заблуждение заключается в том, что клиенты таинственным образом «самозарождаются» при появлении бизнеса. Приходят откуда-то. В крайнем случае можно завести Instagram или расклеить объявления.

Немного цифр: средний интернет-магазин может около 20% от своего оборота тратить на привлечение клиентов (а иногда и все 40%). То есть, чтобы получить заказ на 3000 рублей нужно 600 рублей потратить на тот или иной вид рекламы. И это еще без других единовременных и постоянных затрат: создание и поддержка сайта стоит денег, да и сотрудники тоже не бесплатно работают.

Новички часто понимают маркетинг очень узко — как выбор канала для рекламы. На занятии мы берем за основу классические 4P маркетинг-микса: product, price, place, promotion. Важно научиться объемно видеть, от каких вещей может зависеть эффективность, что можно менять и как оценивать результат. Если в нашей пирожковой не покупают пирожки, а мы будем перебирать разные цвета вывески, то вряд ли достигнем успеха.

4. «А теперь просто нанимаем хороших сотрудников, и они хорошо работают»

Тема найма на работу для подростков-школьников актуальна, но часто о ней знают совсем мало. Многие не пробовали найти работу и никогда не анализировали спрос и предложение на рынке труда. Для некоторых шоком оказывается тот факт, что на интересную вакансию может претендовать несколько сотен соискателей.

Тему найма мы разбираем и со стороны работодателя-предпринимателя, и со стороны сотрудника. Когда мы хотим нанять сотрудника, нам нужно среди всех кандидатов выбрать того, кто будет хорошо работать. Выяснить это в процессе разговора совсем не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.

Если мы в другой ситуации и хотим пройти собеседование на желанную должность, нужно понимать, по каким критериям нас оценивают и зачем задают всякие странные вопросы. На занятии каждый может побыть в обеих ролях в ходе деловой игры, где мы разбираем самые популярные методы оценки на собеседованиях.

От редакции. Если кто-то из молодежи хочет рассказать свою историю, как начинали бизнес, с какими сложностями столкнулись, кто вам помогал на старте, то пишите на sviatlana.baksicheva@tutby.com с пометкой «бизнес».

Читайте также:

Фото: Reuters
19-летний предприниматель дает советы, как начать бизнес
Фото: Reuters
Предприниматель, который создал стартап в 26 лет, рассказывает о своем опыте
-14%
-28%
-5%
-20%
-30%
-20%
-15%