реклама
Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
12.74%
Доходный
Банк ВТБ (Беларусь)
13.5%
Дуэт BYN
Банк ВТБ (Беларусь)
12.8 - 13.5%

Все вклады


/

Новополочанин Никита Кошкин занялся шинным бизнесом в 22 года, а недавно еще решил заняться продажей кроссовок — сейчас его общий месячный доход держится на уровне 3000 рублей. Анатолий Осипчук переехал в Пинск, когда ему было 28 лет, но не смог найти работу. Тогда парень решил открыть кафе с вафлями и не прогадал — например, за последний год он заработал более 16 тысяч рублей. FINANCE.TUT.BY поговорил с белорусами, которые открыли бизнес в возрасте до 30 лет, и расспросил их о трудностях, клиентах и прибыли.

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY
Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

«Предпринимательство — это особый образ жизни»

Житель Новополоцка Никита Кошкин открыл шинный магазин в 22 года. «В городе был всего один похожий магазин, и я решил заняться этим делом», — парень вспоминает, как появилась идея. Сейчас у него две торговые точки и склад, оборот за последние три месяца составил около 160 тысяч рублей, а ежемесячный доход держится на уровне 2000−2500 рублей.

До собственного дела Никита работал стропальщиком и параллельно учился на заочном. Когда появилась идея открыть свой бизнес, тесть посоветовал ему накопить стартовый капитал в России и съездить на заработки. Парень отправился на стройку коровников в Тульскую область и через полтора года привез деньги — большая часть средств ушла на приобретение машины, оставшуюся 1000 долларов использовали для первой закупки. Столько же вложил компаньон-соучредитель.

Фото: из личного архива героя
Никита (справа) вместе с компаньоном. Фото: из личного архива героя

«Я думал, что на эту сумму можно сделать склад, но товара почти не было: примерно 10 банок масла, 15 фильтров, немного антифриза», — Никита вспоминает, как все начиналось. Парень оформил ИП и арендовал роллет на местном рынке, также разместил рекламу в газете и завел группу во «ВКонтакте». Позже предприниматель понял, что эти методы продвижения конкретно в его случае не работают, однако помогло место, где расположился магазин.

— Развиваться все начало сразу, потому что на рынок люди приходят с конкретной целью — что-то купить. Это не торговый центр, где можно просто гулять, пить кофе и рассматривать вещи. Разница сохраняется даже сейчас. Что касается рекламы, то сейчас хорошо работают плакаты на заправках и ютьюб — у меня свой канал, где делаю обзор на шины и рассказываю о бизнесе в Беларуси.

Фото: из личного архива героя
Часть магазина. Фото: из личного архива героя

Прибыль использовалась для развития, и вложенную тысячу получилось «отбить» за полгода. После этого Никита продал машину и вложил деньги в покупку шин. Еще через три месяца он разошелся с компаньоном, который забрал свою финансовую часть. Сейчас предприниматель работает вместе с другом детства.

— Слышал такую мысль, что друзья или родственники не способны быть компаньонами. Это возможно, но надо вовремя решать спорные моменты вашего дела и быть честными друг перед другом. Чтобы не возникали споры, нужно разделять обязанности. Например, я занимаюсь закупками и финансами, Андрей решает организационные вопросы по сайту и группе.

Никита говорит, что «предпринимательство — это особый образ жизни». Поэтому парень советует молодым бизнесменам «не принимать все близко к сердцу, быть всегда на позитиве и радоваться каждой победе».

— Был момент, когда у здания сменился владелец и я потерял почти 6000 долларов. Это был единственный раз, когда я от отчаяния хотел все закрыть. Пережить такую ситуацию помогли моя семья и друг, — вспоминает парень.

У начинающих предпринимателей могут возникнуть проблемы при оформлении и подаче разнообразных документов, считает Никита. «Налогообложение — это очень сложная система, поэтому лучше сразу нанимать бухгалтера, который избавит от лишних забот. Я это проверил на себе, когда совершил кучу ошибок при подаче декларации и подсчете налоговой базы», — объясняет парень.

С 2018 года Никита вместе с компаньоном запустил второй проект — продажу копий брендовых кроссовок. Парень вспоминает, что идея пришла из жизни: «Не мог найти нормальную обувь, которая бы мне нравилась». Предприниматели взяли кредит на 15 тысяч долларов: две тысячи ушло на открытие точки, 13 тысяч пришлось отдать за товар из Китая, который заказали через российско-белорусского посредника. Магазин рекламировали в основном через инстаграм, позже парни купили группу во «ВКонтакте» на 5600 человек.

Фото: из личного архива героя
Магазин с кроссовками. Фото: из личного архива героя

— На шинах ты зарабатываешь с объема, который в межсезонье не такой большой. Но надо же как-то жить — у тебя есть определенные обязанности по аренде. К тому же захотелось чего-то нового. Кроссовки — это высокомаржинальный товар, и окупаемость у него очень хорошая. В среднем магазин зарабатывает 150−200 рублей в день. Если убрать все расходы, он приносит долларов 900 на человека.

У парней есть две цели на этот год — выйти за пределы своего региона с шинным бизнесом и организовать доставку по Беларуси, а также попробовать открыть точку с кроссовками в другом городе.

«За год получается примерно 7,5 тысячи долларов прибыли»

Фото: из личного архива героя
Фото: из личного архива героя

Анатолий Осипчук стал владельцем собственного кафе, когда ему было 28 лет. До этого он восемь лет трудился в компании, занимающейся продажей бытовой техники, и прошел путь от продавца до управляющего отдела. После рождения ребенка Анатолий переехал из столицы в Пинск, где у семьи было собственное жилье. Но он не смог найти работу на новом месте. Именно тогда ему пришла в голову идея открыть что-то свое.

— Я не думал заниматься тут бизнесом. Просто хотел перейти в другую организацию и спокойно там работать. Но план сорвался, и я понял, что нужно либо соглашаться на среднюю заплату, либо рисковать.

Идея для бизнеса пришла не сразу, вспоминает Анатолий. В поисках подходящего варианта он «проанализировал рынок и посмотрел, что работает в Европе и Америке». Тогда парень обратил внимание на заведения с гонконгскими и бельгийскими вафлями.

Фото: из личного архива героя
Так выглядит кафе снаружи. Фото: из личного архива героя

— Мы посмотрели, где работает идея, и начали от нее плясать. Стали думать, в каком месте можно открыть кафе, для какой целевой аудитории оно подойдет. Взвесив все за и против, начали собирать деньги. Бюджет был достаточно ограничен — часть денег сохранилась со свадьбы, но их не хватило, поэтому пришлось продать машину. Все сложили и получили порядка 10 тысяч долларов.

Фото: из личного архива героя
Фото: из личного архива героя

Большая часть средств ушла на оборудование — примерно 4,5 тысячи долларов. Оставшиеся деньги вложили в постройку террасы для летнего сезона, первоначальный набор продуктов, инвентарь, посуду и оформление кафе. Помещение в 20 квадратных метров семья арендовала в историческом центре города. «Если бюджет ограничен, нужно взять место небольшое, чтобы люди в нем не задерживались — просто покупали еду и уходили. Большое мы бы не потянули», — рассказывает предприниматель.

Средства окупились примерно за 12 месяцев, и сейчас «в среднем за год получается примерно 7,5 тысячи долларов чистой прибыли».

Анатолий убежден, что для успешного бизнеса важны место и оригинальная идея.

— Если человек открывает общепит на последние деньги, нужно быть готовым к сложностям, так как существует такое понятие, как «не сезон». Но если у тебя хорошая концепция, определенное количество «не сезонов» можно прожить. Например, у нас даже зимой были очереди.

Эксперты: «Открыть бизнес легко, но чтобы достичь успеха, нужны компетенции»

Молодые предприниматели правильно искали бизнес-идеи — они исходили из потребностей людей, находящихся рядом, а также отталкивались от собственных желаний и возможностей их удовлетворить, считает директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.

— Любой бизнес нужно начинать с анализа рынка. Неважно, будет ли товар распространяться на всю страну или на три соседних дома. Начинающие предприниматели часто упускают этот момент из виду и живут мечтаниями, что повышает риск потерпеть неудачу. Все начинается с опроса потенциальных потребителей — готова ли потенциальная аудитория покупать определенный товар или услугу.

Советы от бизнес-союза для тех, кто хочет начать свое дело.

  1. В первую очередь проанализируйте рынок — опросите потенциальных покупателей, изучите конкурентов.
  2. Если это ваши первые шаги в бизнесе, постарайтесь обойтись собственными средствами.
  3. Позаботьтесь об эффективной рекламе своих товаров и услуг.
  4. Постоянно учитесь предпринимательской деятельности и самообразовывайтесь.

По мнению Жанны Тарасевич, на этапе поиска инвестиций «универсальных решений нет, но есть общие подходы».

— С точки зрения бизнеса и экономики, чем больше денег и чем дешевле они, тем лучше. Кредит — это всегда обязательства, и это достаточно дорогие ресурсы. Понятно, что начинающему предпринимателю лучше не хвататься за банковские деньги. Если есть собственные сбережения и человек готов ими рискнуть, это самый оптимальный вариант.

Среди других удачных решений эксперт отмечает передачу бухгалтерского и налогового учета профессионалам — это избавило бизнес от дополнительных рисков. Что касается выбора местонахождения, то здесь парни также поступили верно — оценили близость к покупателю или поставщику, наличие конкурентов в радиусе обслуживания и сумму затрат на содержание помещения.

— По-разному можно подходить к решению создать бизнес в одиночестве или совместно с компаньоном. В первом случае надеяться приходится только на себя, соответственно, риски и доходы приходятся только на одного человека. Однако работа с партнером целесообразна, если он надежен, а управление проектом требует усилий и средств двоих, — считает эксперт.

Жанна Тарасевич также рекомендует молодым предпринимателям получить дополнительное образование в сфере управления бизнесом, что поможет обеспечить его устойчивость.

— В стране в последние годы достаточно сильно упростили процедуры, и зарегистрировать ИП можно в течение одного дня. Открыть бизнес легко, но чтобы достичь успеха, нужны компетенции. Следовательно, важно инвестировать в свое образование, чтобы понять, как лучше вести свое дело, как анализировать рынок и взаимодействовать с людьми, выстраивать бизнес-процессы. Если недостаточно средств платить за специализированные курсы или иные продукты учреждений образования, то во многом можно разобраться самому — в интернете масса полезных материалов.

Если вы хотите рассказать свою историю, как открыли бизнес в возрасте до 30 лет, то пишите на sviatlana.baksicheva@tutby.com.

Читайте также

Фото: Александр Чугуев
«От зарплаты не остается ничего лишнего». Учителя показали расчетники и рассказали про траты
Фото: Reuters
«Обещали жилье и зарплату не меньше 1000 долларов». Как обманывают белорусских работников в Польше
-25%
-10%
-50%
-20%
-20%
-35%
-10%
-21%
-15%
-10%