реклама
Обыкновенный кредит «Лайт»
Технобанк
14.9%
Всё серьёзно
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 22.9%
Новенький
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 29.9%

Все кредиты

Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
12.94%
Доходный на 1095 дней
Банк ВТБ (Беларусь)
13.5%
Дуэт BYN
Банк ВТБ (Беларусь)
13 - 13.5%

Все вклады


/

В белорусском обществе еще в 1990-е годы сложился стереотип о тех, кто занимается бизнесом. Предприниматель ассоциировался с бандитизмом и неуместными проявлениями роскоши. Отсюда и негативное отношение к богатству как таковому. «Сейчас ситуация значительно изменилась, но для полного исчезновения стереотипа прошло еще недостаточно времени», — считает социолог Исследовательского центра ИПМ Дарья Урбан. В своей работе «Экономические ценности населения в 2018 году» эксперт говорит об отношении белорусов к богатству, деньгам и карьере. FINANCE.TUT.BY приводит самые любопытные результаты исследования.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Исследование ценностей населения Беларуси проводилось Исследовательским центром ИПМ в апреле−мае 2018 года. Целью исследования было описание актуальных ценностных структур белорусского общества. Для получения максимально полной картины был разработан опросник с учетом предыдущего опыта национальных и международных опросов. Основной целью данной работы было изучение экономических ценностей.

«Чтобы стать богатым, нужны связи… А потом трудолюбие»

Несколько лет назад эксперты Исследовательского центра ИПМ уже задавали белорусам вопрос о том, что нужно в нашей стране, чтобы разбогатеть. А сейчас посмотрели, как изменились представления — ведь прошло уже больше 10 лет. И тогда, и сейчас главным фактором на пути к богатству наши соотечественники считают наличие нужных связей. Этот ответ выбирает больше половины опрошенных.

— Существенного изменения восприятия тех или иных качеств не наблюдается. Свою позицию в иерархии изменили только несколько качеств: трудолюбие как средство получения богатства теперь оценивается выше, чем предприимчивость, а везение оценивается выше, чем образование, — констатирует социолог Исследовательского центра ИПМ Дарья Урбан.

Но в целом, отмечает автор работы, отношение к богатству существенно разнится и делит население на два примерно равных кластера. Первые в качестве основных качеств для получения богатства выбирают наличие нужных связей, наличие богатых родителей, предприимчивость и везение. Вторые выше всего оценивают трудолюбие, ум, образование и предприимчивость. Радует то, что вторых все-таки чуть больше, чем первых.

«Деньги — это доллары и евро»

Деньги у белорусов в основном ассоциируются с работой, зарплатой и возможностями.

— Одним из важных наблюдений здесь является то, что с деньгами жители Беларуси ассоциируют в основном доллары и евро. Белорусские рубли упоминаются только три раза, — говорит автор исследования. — Богатство с деньгами ассоциируется не так часто.

А вот с роскошью совсем другая картина: здесь первые ассоциации — богатство, золото и деньги.

«Лучше зарплата поменьше, но гарантированная работа»

Экономические ценности складываются не только из отношения к деньгам и богатству. У белорусов также спросили, какие проблемы актуальны для нашей страны. Оказалось, больше всего белорусов волнует рост цен, безработица и низкие зарплаты. Последние места заняли низкое качество образования (как среднего, так и высшего) и преступность.

С экономическими ценностями связан уровень государственного патернализма. Если говорить просто: власти обеспечивают определенные потребности населения, а взамен диктуют свою модель поведения.

— С одной стороны, высокий уровень государственного патернализма обеспечивает некоторую стабильность и предоставляет социальные гарантии, но с другой стороны, некоторые его аспекты могут негативно сказываться на развитии общества и экономики, — считает Дарья Урбан. — Так, например, широкая распространенность мнений о том, что лучше иметь меньшую зарплату, но гарантированную работу негативно связана с инновационной активностью. Ведь инновационная деятельность всегда связана с высокими рисками, но и результаты может давать очень значительные не только в виде прибыли, но и как фактор развития культуры, образования, медицины и других сфер.

Наиболее востребованными для населения является стабильность доходов и бесплатного медицинского обслуживания. Такие мнения распространены среди более чем 30% белорусов.

Еще более любопытен факт, что не менее 87% респондентов считают, что государство должно делать очень много: давать возможность зарабатывать, давать льготы, обеспечивать пенсию и бесплатное медобслуживание и так далее.

Правда, тут же эксперт ИПМ говорит о значительном разрыве между уровнем ожиданий и уровнем удовлетворенности.

— Хуже всего государство, по мнению населения, справляется с гарантией трудоустройства, выплатой высоких стипендий, обеспечением бесплатного высшего образования и обеспечением качественного медицинского обслуживания, — делится результатами исследования Дарья Урбан.

«Работа — это каторга или удовольствие за деньги?»

Конечно же, говоря об экономических ценностях нельзя не вспомнить про работу. Первой ассоциацией к слову «работа» для большинства респондентов являются деньги.

— Здесь также присутствует достаточно много упоминаний слов с негативной модальностью, например «необходимость», «тяжелая», «усталость», «каторга» и так далее. Но в то же время частота упоминаний слов с положительной модальностью практически такая же. Здесь присутствуют слова «любимая», «интересная», «удовольствие», «хорошая» и другие, — говорится в работе ИПМ.

Чтобы понять, что готов человек вкладывать в свою работу, нужно понимать, зачем он вообще работает.

— Основной причиной здесь для практически половины населения является материальная необходимость. Второй по актуальности является необходимость содержать семью, а третьей — «потому что все должны работать», — к таким выводом приходит социолог.

В ответах на вопрос о том, зачем нужна работа, тоже есть интересные особенности:

  • сельские жители чаще городских называют основной причиной то, то все должны работать (22,2% и 16,5% соответственно), и то, что им нужно содержать семью (30,1% и 18,4% соответственно);
  • городские жители же чаще, чем сельские выбирают такие причины: потребность в деньгах (49,3% городских жителей и 39,8% сельских), интересная работа (6,5% и 2,8% соответственно) и гендерные причины (7% и 1,8% соответственно);
  • мужчины чаще, чем женщины считают, что они должны содержать семью (29,9% и 13,7% соответственно);
  • женщины чаще, чем мужчины, руководствуются тем, что все должны работать (19,7% и 15,4% соответственно) и гендерными основаниями (7,7% и 3,7% соответственно). «Это позволяет заметить, насколько распространены два гендерных стереотипа о том, что мужчина должен содержать семью, а женщина должна работать, чтобы чувствовать финансовую независимость и быть в равном статусе с мужем», — говорится в работе эксперта ИПМ;
  • приоритетной причиной работы в группе от 18 до 29 лет является финансовая. Мотивация содержания семьи здесь самая низкая во многом потому, что далеко не у всех респондентов этой возрастной группы есть собственная семья, а родители их, как правило, еще работают;
  • мотивация работать, потому что все работают, наиболее распространена среди представителей старшего поколения.

Только каждый пятый готов быть руководителем

Еще одной стороной ценностной структуры человека, связанной с его отношением к работе, является стремление занимать руководящие посты.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

— На основе анализа предыдущих вопросов можно сделать вывод о том, что процент тех, кто готов и хочет проявлять инициативу и брать на себя ответственность не превышает 20%. В основном люди выбирают высокую оплату труда и гарантии, но не ответственность, — говорит Дарья Урбан. — В то же время, на прямой вопрос о том, хотели бы они стать топ-менеджером (или руководителем высшего звена) положительно ответили 33,4% респондентов.

Желание быть руководителем высшего звена в большей степени интерес жителей городов — 35,2% горожан высказывает такое желание и 27,1% жителей сельской местности. Гендерных различий в желании быть топ-менеджером не выявлено. Более того 2,6% мужчин и 2,7% женщин говорят, что они уже являются топ-менеджерами. А вот в возрастном плане различия есть: чем старше человек, тем меньше у него желания руководить.

-30%
-50%
-20%
-99%
-20%
-30%
-10%
-30%
-20%
-25%
0061173