Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Кадровый вторник, представители МВД в суде, Ян Солонович на свободе. Что происходило 26 января
  2. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  3. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  4. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  5. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  6. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах
  7. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  8. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  9. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  10. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  11. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  12. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  13. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  14. Собрали протестные флаги районов Минска в одну карту. Полюбуйтесь на этот креатив
  15. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  16. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  17. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  18. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  19. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  20. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  21. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  22. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  23. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  24. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  25. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  26. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  27. В мире уже больше 100 млн человек с коронавирусом. Какие страны лидируют по числу зараженных?
  28. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  29. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  30. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
реклама


Денис Блищ,

Минские транспортники периодически говорят, что пассажиры основательно недоплачивают за проезд. Мол, талоны стоят намного дешевле, чем должны. «Вообще это удобная позиция — держать стоимость талона существенно ниже заявленных затрат. Открывается пространство для манипуляций», — считает блогер, знаток транспорта Денис Блищ.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Денис Блищ, пиарщик, автор блога blisch.by. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Невероятно, но факт: низкая стоимость проезда в общественном транспорте выгодна всем. Кроме пассажиров.

Я не люблю, когда мне говорят, что минчане компенсируют лишь часть затрат на проезд в общественном транспорте. Нет, я верю бухгалтерии перевозчика и даже готов оставить в стороне размышления об эффективности его менеджмента. Меня смущает, что мне пытаются навязать мысль, будто дотации из городского бюджета — это некие «государственные» деньги, взявшиеся из ниоткуда. Алло, бюджет формируют обычные люди и предприятия, мелкие, крупные, частные и государственные! Все деньги в бюджете народные, поэтому проезд в минском транспорте мы всегда оплачиваем на 100% — транспорт же как-то ездит.

Вообще это удобная позиция — держать стоимость талона существенно ниже заявленных затрат. Открывается пространство для манипуляций.

Возмущаетесь духотой летом и холодом зимой? Ну так себестоимость проезда в несколько раз выше, чего ж вы хотите. Почитай, за чужой счет ездите на работу. И быстрее автобусы ехать не могут, график составлен удобно для нас, а не вас — все равно вы платите нам лишь 40−50%, ну максимум 62% от стоимости.

Перевозчику вообще хорошо. Всегда есть аргумент для истребования дотаций, да побольше! Нет, продавать талончики через автоматы, мобильные приложения или по отправке SMS нельзя. Да, нужно строить свою сеть киосков рядом с киосками «Белпечати» и к каждому прикреплять по два сотрудника.

Уверен, перевозчику вообще не нужна оплата на 100% напрямую из кошелька пассажира. Пассажир в таком случае может начать требовать чего-то там соблюдать, требовать комфорт, а не покорно есть что дают. К такому жизнь транспортников не готовила! Намного удобнее заявлять некую себестоимость, жить на дотациях и бесконечно лоббировать повышение цены проезда. Не нравится? Ну так вызывай такси, хе-хе.

И городу тоже стопроцентная оплата напрямую от пассажира не нужна. Очевидно, с нашим уровнем зарплат нельзя взять и сделать талончик по два рубля. Значит, необходимы хотя бы адресные дотации для всех, кто передвигается на общественном транспорте. Но ведь куда удобнее кинуть «Минсктрансу» столько, сколько получается, а дальше выплывай как можешь — продлевай жизнь автобусам, зарабатывай на дополнительных услугах, экономь, рискуй.

Крайние мы с вами, пассажиры. Мы не знаем, сколько на самом деле стоит проезд. Мы не знаем финансовых отношений города и перевозчика. Мы ездим на том, что нам дают, и платим столько, сколько скажут, а это неизбежно приводит к стагнации, деградации и невысокому уровню оказания услуг в принципе. Перевозчику не нужно бороться за пассажира, потому что пассажир приносит ему одни неудобства. Перевозчик борется за дотации, и бог его знает, каких усилий ему стоит их выбивать из бюджета.

Городу выгодно дотировать транспорт так, чтобы он хотя бы не умирал, потому что есть и другие статьи расходов. Наступят очередные Европейские игры — страна подкинет деньжат, чтобы не упасть в глазах небожителей-иностранцев, а там что-нибудь придумаем еще.

Нет, пассажира в этой цепочке нет. Мы как-нибудь потерпим. Сколько того лета… и зимы такие теплые стали.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

-40%
-30%
-10%