Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  2. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  3. «Семь лет врачи думали, что симулирую». История Анжелики, которая больна дистрофической миотонией
  4. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  5. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  6. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  7. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  8. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  9. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  10. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  11. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  12. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  13. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  14. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  15. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  16. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  17. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  18. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  19. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  20. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  21. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  22. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  23. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  24. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  25. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  26. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  27. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  28. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  29. «Запретили пить, курить и заниматься музыкой. Он спросил, зачем тогда жить». Вышла биография культового белорусского музыканта
  30. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
реклама


К 2020 году белорусы должны возмещать как минимум 60% затрат на пассажирские железнодорожные перевозки. Это прописано в антиинфляционной программе. FINANCE.TUT.BY узнал, сколько сейчас население возмещает за проезд в поездах и почему БелЖД не удалось заметно поднять уровень возмещения этих услуг, несмотря на прошлогоднее повышение тарифов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сколько белорусы сейчас возмещают за проезд в поездах?

В 2018 году белорусы возмещали 43% затрат на проезд в пассажирских поездах. Это данные в целом по внутриреспубликанским и международным перевозкам, сообщили в МАРТ.

При этом в целом по внутриреспубликанским перевозкам население возмещает 18%. В том числе за проезд в поездах городских линий — 21%, а в поездах региональных линий экономкласса — 16%.

В марте прошлого года в БелЖД рассказывали, что доходы от перевозок на региональных линиях экономкласса покрывают расходы примерно только на 15%. В МАРТ тогда уточняли, что услуги пассажирских перевозок внутри страны для Белорусской железной дороги в целом убыточные, а пассажиры возмещают затраты не более чем на 20%.

Тарифы подняли. Почему тогда уровень возмещения почти не изменился?

Напомним, в Беларуси с 1 апреля прошлого года выросли тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования — на региональных линиях бизнес-класса и межрегиональных линиях. Стоимость проезда увеличилась на 24% и 32% соответственно. С 20 марта прошлого года в Беларуси также подняли стоимость проезда на городских линиях и региональных линиях экономкласса. «На сегодняшний день уровень возмещения населением затрат на оказание внутриреспубликанских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом не превышает 20%. Бюджетное субсидирование на эти услуги не осуществляется. Таким образом, решение о пересмотре тарифов принято в целях поэтапного повышения уровня окупаемости перевозок пассажиров железнодорожным транспортом», — поясняли в МАРТ.

Профсоюзы высказывали обеспокоенность ценами на железнодорожные перевозки из-за того, что они выросли на треть. В первую очередь — из-за социально уязвимых категорий.

Но получается, что даже с учетом прошлогоднего повышения тарифов на пассажирские перевозки уровень возмещения затрат вырос примерно на 1% — с 20 до 21%.

В БелЖД пояснили, почему повышение в 2018 году тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пределах республики не позволило существенно повысить уровень возмещения доходами расходов от этих перевозок. Это связано с ростом цен на топливно-энергетические, материальные и другие ресурсы, ремонт пассажирских вагонов на заводах республики, отдельные материалы и запасные части для подвижного состава, электрификацией железнодорожных путей, отмечают в БелЖД.

К примеру, в 2018 году БелЖД закупила 20 пассажирских вагонов. В этом и следующем годах намерены приобрести еще 61 пассажирский вагон и 6 дизель-поездов. «Стоимость одного дизель-поезда несопоставима со стоимостью приобретения автотранспорта и исчисляется десятками миллионов рублей», — отмечают в МАРТ.

Для примера: на электрификацию и модернизацию участков и устройств в районе Гомеля, Жлобина, Калинковичей в прошлом году потратили больше 40 миллионов рублей.

«Кроме того, несмотря на обновление подвижного состава степень износа находящегося в эксплуатации подвижного состава довольно высока и ежегодные затраты на ремонт достигают 40−50 миллиона рублей», — отмечают в ведомстве.

Денис Блищ: «Проезд в минском транспорте мы всегда оплачиваем на 100%»

Почему пассажиры возмещают только 16% за билеты в поездах экономкласса?

За проезд в поездах региональных линий экономкласса белорусы в прошлом году возмещали 16% затрат. Это средний показатель. К примеру, в дизель-поездах и электричках отличаются уровень затрат и возмещения.

На поезда региональных линий экономкласса приходится почти половина от всех пассажирских перевозок и тарифы на них одни из самых низких. При этом на дачный сезон БелЖД вводит для пенсионеров 50-процентную скидку на проезд.

«Сложившийся уровень возмещения затрат на организацию проезда в поездах региональных линий экономкласса обусловлен структурой расходов и доходов от указанных перевозок», — поясняют в БелЖД.

К примеру, билет на электричку из Минска в Молодечно сейчас стоит 1,64 рубля. Если предположить, что эта сумма составляет 16% возмещения стоимости проезда, то получится, что билет по полной цене обойдется в 10,25 рубля. Для сравнения: на маршрутке в Молодечно из Минска можно добраться за 4,5 рубля.

Будут ли в этом году повышать тарифы на пассажирские перевозки?

В БелЖД отметили, что тарифы на пассажирские перевозки в пределах страны устанавливает МАРТ. В ведомстве сообщили, что вопрос о повышении тарифов на поездки в поездах внутри страны сейчас не рассматривается.

При этом МАРТ заказал научно-исследовательскую работу в БелГУТ. Специалисты ведомства и сотрудники университета будут разрабатывать критерии, сроки, на основании которых необходимо пересматривать тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки. При этом будут учитывать не только затраты, но и уровень доходов населения.

В прошлом году похожую научно-исследовательскую работу делали по грузовым перевозкам. «Подготовлен проект нормативного акта по повышению тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, который проходит установленные процедуры принятия», — уточнили в МАРТ.

Билеты на международные поезда рентабельны?

В БелЖД поясняют, что перевозки пассажиров в международном сообщении являются рентабельными. А на вопрос, планируется ли повышение тарифов на международные поезда, отмечают:

— В соответствии с международным соглашением тарифы устанавливаются в тарифной валюте (швейцарских франках или евро). Оплата стоимости проезда пассажиров в международном сообщении осуществляется в национальной валюте, а перерасчет тарифной валюты в национальную валюту производится по курсу, определяемому Нацбанком. Удорожание или удешевление стоимости проезда связано с изменением курса национальной валюты по отношению к тарифной валюте или применением согласованных с железнодорожными администрациями России и Украины графиков гибкого регулирования тарифов по календарным периодам.

-30%
-10%
-50%
-10%
-10%
-20%
-10%
-10%
-20%