реклама
Испытательный
Банк ВТБ
13.6%
Социальный
РРБ-Банк
17.99%
Ренессанс
РРБ-Банк
18.99%

Все кредиты

Рублю, Ergo Sum+ (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%
СуперСемь
Банк ВТБ
13 - 13.4%
Рублю, Ergo Sum (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%

Все вклады


/

В интернете появилась петиция, в которой предлагается разрешить на законодательном уровне обменивать или возвращать в магазин продукты хорошего качества. Сейчас Законом «О защите прав потребителей» это запрещено. FINANCE.TUT.BY узнал у юриста, почему нельзя ввести такую норму, и спросил у торговых сетей, как они оценивают это предложение.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

«Вернулся в магазин, чтобы обменять товар, но получить деньги обратно не смог»

Сейчас по Закону «О защите прав потребителей» у покупателей нет возможности возвращать или обменивать в магазине продукты надлежащего качества. Напомним, в конце прошлого года в этот документ внесли некоторые изменения. В сентябре на сайте petitions.by появилась петиция, автор которой предлагает предоставить потребителям такую возможность.

«Например, недавно первый заявитель настоящего обращения купил кофе, пришел домой и понял, что купил не тот, что хотел. Вернулся в магазин, чтобы обменять товар, но получить деньги обратно не смог, хоть упаковка приобретенного продукта была в целости и даже микроповреждений, по его мнению, не наблюдалось», — написано в обращении.

Автор петиции и подписавшиеся под ней, а их на сегодня 29 человек, считают подобное ограничение прав потребителей несправедливым, «особенно если упаковка продовольственного товара покупателем не повреждена и все потребительские свойства сохранены».

Они просят власти внести изменения в Закон «О защите прав потребителей» и предусмотреть возможность возврата потребителем приобретенного им доброкачественного продовольственного товара. При условии, что упаковка будет целой и по ней можно установить, что товар не был в употреблении.

Когда сбор подписей закончится, обращение собираются отправить в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Торговые сети: «Покупатели, которые отравятся возвращенным товаром, будут писать жалобы и вызывать санстанцию»

Мы обратились в несколько торговых сетей, чтобы услышать их мнение по поводу такого предложения. Там считают, что подобные нововведения могут привести к покупательскому экстремизму, которого и сейчас хватает.

— Проблема в том, что все продукты питания имеют ограничения по срокам годности. И это накладывает дополнительные финансовые издержки на продавца. Человек пришел, купил что-то, передумал и принес сразу назад. Вроде бы, можно задуматься о введении такой возможности, — рассуждают в торговой сети «Белмаркет». — Но ведь могут быть и ситуации, когда покупатель приобрел тот же кофе, а ему две недели назад подарили идентичную банку. И он решил свежий себе оставить, а старый вернуть. В итоге сроки годности сократились, товар может остаться впоследствии нереализованным. И продавец останется в накладе.

Однако представители торговой сети напомнили, что в любой ситуации можно попробовать договориться. «Продавец часто идет навстречу покупателю, если тот обращается по-хорошему с просьбой», — сказали в торговой сети.

Продавец одного из небольших продуктовых магазинов в столичном районе Серебрянка высказался очень негативно по этому поводу.

— А если предположить, что покупатель хочет вернуть не кофе, а, скажем, рыбу в упаковке, или молоко, или, к примеру, какие-то кондитерские изделия с кремом? Для таких продуктов крайне важно соблюдать условия хранения, в первую очередь определенную температуру. Продавец может отвечать только за тот товар, который хранился в магазине. Откуда мы знаем, что покупатель не держал молоко при комнатной температуре и оно не скисло? — возмущенно рассуждает продавец. — А потом покупатели, которые отравятся возвращенным товаром, будут писать жалобы куда только можно и вызывать санстанцию.

Юрист: «Кого наказывать, если когда-то возвращенный товар оказался испорченным?»

Юрист Иван Райкевич считает, что вносить подобные изменения в закон не нужно ни в коем случае.

— Закон «О защите прав потребителей», в который не так давно были внесены различные изменения, недаром сохранил норму, запрещающую обмен и возврат пищевых продуктов надлежащего качества. Необходимо помнить, что организация торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров, отвечает за условия их хранения. Если продукция окажется несвежей, первый, кто попадет под удар, — это магазин, который ее продал, — поясняет юрист.

Иван Райкевич говорит, что предложение авторов петиции не защитит права потребителей, а, наоборот, будет способствовать их ущемлению.

— Готов ли автор и подписавшиеся купить колбасу — упакованную, невскрытую, которую кто-то с утра купил, бросил в пакет, в котором хранилась, скажем, селедка, положил в машину в жаркий день, а под вечер вернул в магазин? — спрашивает юрист. — На месте колбасы могут быть и молоко, и сыр, и яйца, и любой другой товар. Эти продукты нельзя проверить, качественные они или нет, пока не вскроешь упаковку. Но как они будут после этого храниться в магазине? Кого наказывать, кого привлекать к ответственности в случае, если когда-то возвращенный товар оказался испорчен?

Юрист уверен, что такие необдуманные решения могут быть небезопасными, за ними скрывается много рисков.

— Лучше сразу тщательно обдумать покупку того или иного товара, ведь время, которое дается на выбор, ограничено только графиком работы магазина, — заключил юрист.

-15%
-25%
-12%
-20%
-10%
-10%
-20%
-33%
-40%