реклама
Испытательный
Банк ВТБ (Беларусь)
14.5%
Всё серьёзно
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 22.9%
Новенький
Банк ВТБ (Беларусь)
14.9 - 29.9%

Все кредиты

Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
12.87%
Доходный на 1095 дней
Банк ВТБ (Беларусь)
12.77%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
12.87%

Все вклады


/

Розничные продажи белорусских товаров сокращаются уже десятый год кряду. За первое полугодие минус составил 1,6 процентных пункта к такому периоду 2018-го. «Белорусы с низким доходом покупают дешевую одежду и обувь в магазинах секонд-хенда, „азиатских“ магазинах и на рынках, — поясняют в „Беллегпроме“, почему падают продажи некоторых отечественных товаров легпрома. — Многие стали заказывать товары через интернет из-за рубежа». FINANCE.TUT.BY поговорил с чиновниками, производителями, продавцами и покупателями, почему белорусы не хотят «купляць беларускае».

Александра Квиткевич
Александра Квиткевич, TUT.BY

«Покупают дешевую одежду в секонд-хенде». Что происходит с непродовольственными товарами?

С каждым годом доля проданных белорусских товаров от всех реализованных снижается — как непродовольственных, так и продуктов. В первом полугодии удельный вес белорусских товаров составил 61,7% от всего розничного товарооборота. Это на 1,6 процентных пункта меньше, чем год назад. В последний раз доля отечественных товаров в розничном товарообороте выросла в 2009 году — до 71,8% (на 1,7 процентных пункта больше, чем годом ранее). С тех пор этот показатель снижается.

 

Продажи отечественных непродовольственных товаров в январе-июне упали на 0,5 процентных пунктов — до 43,1% от всех продаж. Больше всего за год упал спрос на белорусскую кожаную обувь, нижнее белье, верхнюю одежду из трикотажа, керамическую плитку и пиломатериалы. В МАРТ называют две основные причины, почему падают продажи отечественных товаров — недостаточная их конкурентоспособность и сокращение производства.

К примеру, обуви в январе-августе этого года выпустили на 14,3% меньше, корсетных изделий — на 11,6%. В «Беллегпром» рассказывают, что трикотажные и швейные предприятия концерна снизили поставки товаров в январе-июне в среднем на 10%. Заметнее всего упало производство трикотажного белья, корсетных изделий, верхней одежды. Если смотреть статистику за 5 лет, то снижение видно и там. Нижнего белья в 2018 году в сравнении с 2014-м стали выпускать на 7,6% меньше, носков и колготок — на 0,6%, обуви — на 12,1%.

В то же время некоторых импортных товаров в нашу страну стали завозить больше. К примеру, товаров легкой промышленности из-за границы поставили в первом полугодии на 7,6% больше, чем год назад, рассказывают в «Беллегпроме».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Производители видят еще несколько причин упавших продаж и сократившегося производства отечественных товаров.

— Во-первых, снизилась роль «традиционной» торговли. Активно развиваются универсальные торговые сети, а там в большинстве продают импортные товары. Во-вторых, в Беларусь приходит все больше иностранных брендов. Еще одна причина — рост объемов ввоза в республику дешевых товаров из стран Средней Азии, КНР, Турции и других, — перечисляют в «Беллегпроме». — Люди с низким доходом покупают дешевую одежду и обувь в магазинах секонд-хенда, «азиатских» магазинах, на рынках. Многие стали заказывать товары через интернет из-за рубежа. Да и в Беларуси уже есть несколько широко известных крупных интернет-магазинов.

В концерне признают, что белорусская одежда и обувь менее конкурентоспособны по ассортименту, цене, наличию их в торговой сети и хорошей рекламе.

— Рынок страны «наводнен» дешевыми товарами легкой промышленности. Цены на них ниже из-за низкого качества товара. Фактически отечественные производители, выпуская качественные, но более дорогие товары, сталкиваются с различными фактами недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, — считают в концерне.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Покупатели же проблему видят не только в цене, а в первую очередь в дизайне.

— Белорусская одежда для пенсионеров. Зайдешь в универмаг, если на платье или кофту можно смотреть, скорее всего, она импортная, за редким исключением. У меня из белорусского только носки и колготки. Про последние могу сказать, что их качество в последнее время сильно ухудшилось — рвутся быстро, после стирки теряют цвет. Раньше у нас было относительно неплохое белье, но сейчас, к примеру, если симпатичная модель бюстгальтера, то он 5 размера. А если ты не обладаешь пышным бюстом, носи либо стандартный черный или белый, либо покупай импортный, — делится мнением покупательница в одном из универмагов в Минске.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Уточним, что продажи не всех отечественных непродовольственных товаров падают. К примеру, по холодильникам и телевизорам продажи остались на уровне прошлого года. В ЦУМе предполагают, что это связано с увеличением сети фирменных магазинов производителей этих товаров.

Выход есть? Скоро в магазинах могут появиться отечественные мультиварки и пылесосы

В МАРТ говорят, что решают, как улучшить ситуацию с выпуском и сбытом отечественных товаров. В ведомстве отмечают, что многие товары в Беларуси не производятся. К примеру, фототовары, оргтехника, большинство спорттоваров, некоторая встраиваемая техника.

— Промышленностью ограничено предложение по многим товарам легкой промышленности, электротоварам, товарам бытовой химии, строительным материалам, сантехническим изделиям и другим, — перечисляют в ведомстве. — Мы налаживаем взаимодействие с отечественными производителями в части освоения выпуска импортозамещающей продукции. В сформированный нами перечень таких товаров на 2019 год включено 330 товарных позиций: 17 — продовольственных и 313 — непродовольственных товаров.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Это значит, что в скором времени в магазинах могут появиться отечественные мультиварки, пылесосы, кофемашины и ломтерезки, фены, душевые кабины, флешки.

В МАРТ полагают, что торговле нужно проводить выставки, демонстрации и дегустации товара, устраивать распродажи.

— Мы принимаем меры для удержания позиций на внутреннем рынке, в том числе в части расширения ассортимента и создания капсульных модных коллекций, развития фирменной торговой сети и интернет-торговли, проведения мероприятий по стимулированию продаж, — рассказали в «Беллегпроме».

А что происходит на рынке продовольственных товаров? В МАРТ говорят, что в целом с продажами продуктов питания все неплохо. Здесь белорусы по-прежнему чаще покупают отечественные товары, а не импортные. Но в целом доля отечественных продуктов в розничном товарообороте сокращается. В 2012 году она составляла 82,1%, в 2018-м — 78,4%, а в первом полугодии этого года — 78,3%. В МАРТ поясняют, что причины те же, что и с непродовольственными товарами: недостаточная конкурентоспособность отдельных товаров, снижения их производства.

В январе-июне этого года также «просели» продажи некоторых отечественных продовольственных товаров. Среди них — рыба, гречка, сахаристые и мучные кондитерские изделия, растительное масло, овощные и фруктовые соки, мука.

При этом ввоз из-за границы аналогичных товаров увеличился. Мы также стали больше импортировать готовой или консервированной рыбы, икры, шоколада и прочих готовых продуктов, содержащих какао, хлеба и мучных кондитерских изделий.

-5%
-20%
-10%
-50%
-15%
-20%
-10%
-40%
0066604