148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Переговоры с Мишустиным, новые законы и задержания. Что происходило в Беларуси 16 апреля
  2. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  3. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  4. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  5. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  6. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  7. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  8. Глава Минздрава о третьей волне коронавируса в Беларуси: заболевших меньше, но тяжелых случаев больше
  9. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  10. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  11. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  12. Руководителем Белорусской ассоциации журналистов избрали Андрея Бастунца
  13. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  14. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  15. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  16. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  17. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  18. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  19. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  20. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  21. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  22. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  23. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  24. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  25. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  26. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  27. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  28. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  29. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  30. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
реклама


Денис Блищ,

В Минске снова рассмотрят вопрос об оплате проезда в общественном транспорте в зависимости от расстояния, сообщил мэр города. А вот активисты собирают подписи, чтобы платить по времени. Какие подводные камни у этих идей и что не так с системой оплаты сейчас, поделился мнением блогер, знаток транспорта Денис Блищ.

Денис Блищ, пиарщик, автор блога blisch.by. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Слышали, бабушка позвонила на горячую линию Сиваку и пожаловалась на дороговизну общественного транспорта? Мол, дорого ей ездить — почему бы не ввести плату в зависимости от расстояния? Глава города идею подхватил и пообещал дать задание специалистам подумать, как это можно внедрить. Ну на самом деле тема не нова: дифференцированные тарифы в Минске уже планировались лет пять назад, но что-то там не срослось, и фактически все разделение закончилось на введении разных стоимостей за проезд в наземном транспорте и метро.

Нужно ли это Минску? Я уверен, что наиболее правильный ответ на этот вопрос можно получить у любого туриста — именно туристы остро чувствуют несовершенство оплаты в транспорте, и Минск тут пусть не мировой лидер, но все ж. Поставьте себя на место приезжего, который должен разобраться в хитросплетениях различных бесконтактных карт оплаты и даже мест их приложения на турникете в метро. Ну ладно, в метро сейчас можно платить банковскими картами — но почему этого до сих пор нельзя делать в наземном транспорте? Почти нигде нельзя?

И как объяснить туристу, что при разовой оплате в метрополитене нужно раздобыть розовый жетончик, а в автобусе — талончик? А в экспрессном автобусе — талончик другого цвета? Как обозначаются экспрессные автобусы? Да все просто — буквой «Э», очевидно любому.


 

Денис Блищ: «Проезд в минском транспорте мы всегда оплачиваем на 100%»


Однако к реформе надо подступать аккуратно.

В целом хотелось бы предупредить бабушку с активной гражданской позицией, что наш город если и соберется вводить подобную систему, то, скорее всего, она ей не понравится. Чисто технически реализация абсолютно индивидуального тарифа на проезд — как в пригородных электричках с посадкой на одной станции по маршруту и высадке на другой — возможна. Реализуется не слишком комфортно: электронный проездной прикладывается при посадке и при высадке, а если забыл проездной — проезд за талон по максимальному тарифу.

Но никто в мире так не делает, мне как минимум не известно. Дифференцированная оплата в городском общественном транспорте пошла по двум путям: либо за время с момента гашения или активации разового проездного, либо за проезд по тарифным зонам. И я уверен на 100%, что Минск выберет какую-то из двух этих систем, вероятнее всего, с временными интервалами.

Что получит наша бабушка? Наша бабушка, вероятно, получит следующую альтернативу: купить талон на короткий интервал (условно — на поездку в одну сторону) либо на длинный интервал (условно — съездить на рынок и успеть вернуться домой). В каких-то отдельных случаях, думаю, у бабушки получится что-то сэкономить, но «Минсктранс» никогда не стремился к тому, чтобы горожане экономили — они и так вынуждены дофинансировать наши поездки. Кроме того, перевозчику намного интереснее работать с «постоянными клиентами», формирующими маятниковые суточные миграции с прогнозируемым трафиком. Именно они получают скидки за оптовые закупки поездок на декаду или месяц, а вот рандомные пассажиры с разовыми проездными платят по полной.

А что же зоны? С точки зрения перевозчика, это разумный бизнес-подход: едешь дальше — плати больше. Живешь в Чижовке, а работаешь на Ждановичах, будь добр отвали по тарифу за несколько зон. Опыт европейских городов в этом случае тоже такой себе: относительно дешево передвигаться получается только в пределах родной зоны, но с выездом за ее пределы начинается удорожание тарифа, а вместе с тем тяжелеет общая статья расходов на транспорт. И есть ненулевая вероятность, что нашей бабушке по разным делам придется эти зоны пересекать… А получится ли снова дозвониться Сиваку?

И последнее. Надо всегда помнить: конечной целью перевозчика является повышение рентабельности его работы — это справедливо в том числе для нашего социально ориентированного государства. Все эти дифференцированные тарифы преследуют цель эффективнее доставать деньги из карманов пассажиров и в конечном счете вводились только для этого. Вдруг мы обнаружим, что большинство стандартных маршрутов по городу превышают длительность действия самого дешевого талона по времени проезда? Или узнаем, что отныне поездка к месту приложения труда потребует оплаты двух зон, а не одной как раньше?

Подумайте об этом. Там-то уже точно подумали.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

-30%
-20%
-30%
-25%
-15%
-20%
-15%
-40%
-10%
-10%