реклама
Испытательный
Банк ВТБ
12.4%
Всё серьёзно
Банк ВТБ
14.9 - 22.9%
Новенький
Банк ВТБ
14.9 - 29.9%

Все кредиты

Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
11.7%
Доходный на 1095 дней
Банк ВТБ
12%
ВТБ-Enter
Банк ВТБ
12.2%

Все вклады


/

Чем ближе Новый год, тем ближе и весеннее распределение для студентов-выпускников. Да и вообще какому молодому человеку не нужна работа? «Вопрос актуальный, так как все работодатели хотят людей с опытом. А где его взять, если надо было учиться?» — говорит Ксения Кручинина, HR, рекрутер, специалист по построению отношений с персоналом и автор фейсбук-проекта #какискатьработу. FINANCE.TUT.BY попросил Ксению выделить софт-скиллс, которых не хватает студентам, но которые могут вас сильно выделить при приеме на работу. Получилось шесть — записывайте.

С чего начать? И что такое эти ваши софт-скиллс?

Фото из личного архива
Ксения Кручинина. Фото из личного архива

— Для начала самый важный совет, который оправдывает себя всегда: к моменту окончания вуза у вас должен быть серьезный опыт стажировок, волонтерства, практик и дополнительного образования, — подчеркивает Ксения. — Слава богу, возможности интернета сегодня безграничны, бизнес-сообщество страны становится все более осознанным и социально зрелым и предоставляет возможности для этого. Так что совершенно любой студент к 4−5-му курсу может получить солидный опыт и знания, если правильно будет использовать студенческие годы.

Из важных знаний, которые обязательно надо приобрести во время учебы, — это английский язык. Сегодня это стало фактически базовым требованием большинства работодателей. Также знание языка повышает шансы сразу получить чуть более высокооплачиваемую работу, чем ваш коллега — вчерашний студент с таким же образованием, но без знания иностранного языка. Теперь перейдем к софт-скиллс.

Софт-скиллс (с англ. soft-skills, т.е. «гибкие навыки») — неспециализированные, важные для карьеры навыки, которые не связаны с конкретной областью знаний, но отвечают за эффективное участие в рабочем процессе.

Шесть софт-скиллс, которых всем не хватает, и что надо знать про их развитие

Любой навык тренируется. У кого-то какой-то навык развивается чуть лучше, потому что семья, окружение и среда помогали формировать навык естественным образом, у кого-то, кому меньше повезло со средой развития, хуже. Факт из мира психологии: тот, кто прикладывает максимальные усилия и усердие для развития какого-либо качества в себе, может достигнуть гораздо более высоких результатов, чем тот, кому навыки или качества были даны природой, но он(-а) не занимается их развитием. На длинной дистанции первый тип людей — те, которые вкладывают в свое развитие, — всегда будут успешнее.

Фото: burst.shopify.com
Фото: burst.shopify.com

Я предлагаю рассмотреть наиболее популярные софт-скиллс и то, как их развивать.

1. Инициативность

Пример: многие хотят получить работу, при этом даже не пробуют сделать первый шаг — написать потенциальному работодателю, отправить резюме на вакансию и так далее. Как будто человек заранее разочарован отказом, уверен, что получит его.

Инициативность — это ваше личное желание участвовать в как можно большем количестве проектов, пробовать что-то новое, предлагать свою помощь коллегам или руководителю на работе, предлагать идеи и самое главное — быть готовым(-ой) их реализовать. Это очень важное качество.

Есть большое количество инструментов, которые помогают развивать в себе инициативность. Самые простые из них, как бы это банально ни звучало, — индивидуальное планирование года или пятилетия, постановка целей, описание желаний. Если погуглить, интернет предложит огромное количество популярных упражнений для развития этого качества в себе.

2. Критическое мышление

Пример: как сказали — так и сделал. После работы по шаблону 11 лет в школе и 4−5 лет в университете мы не способны подумать, правильно ли поставлена задача, высказать сомнение по тому или иному поводу.

К сожалению, если инициативность вы можете начать проявлять уже завтра, то критическое мышление — это более сложный по своей структуре навык, для того чтобы его развивать в себе, надо научиться правильно подходить к изучению любого вопроса.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

«Правильно» в этом случае значит уметь:

  • отличать факты от пропаганды или частного мнения;
  • собирать и проверять информацию из разных источников;
  • выбирать достоверные источники;
  • и — мой самый любимый инструмент в мире — задавать вопросы, для того, чтобы оценить информацию со всех сторон.

3. Способность обучаться

Пример: немногие после окончания университета (и даже уже устроившись на работу) способны сами, по онлайн-курсам или книгам, чему-то научиться. Всем нужна «нянечка», которая будет давать задания и контролировать прогресс.

Самое прекрасное качество для специалиста в современном мире! Люди, которые научились учиться, всегда вызывают у всех уважение и восхищение. Это значимый навык, потому что только он помогает вам оставаться на плаву и повышать свою стоимость на рынке и в бизнесе.

Еще 3−5 лет назад «опыт» имел самое важное значение для любого работодателя. Он и сейчас остается важным требованием, но проблема в том, что мир очень быстро меняется: то, что вы делали-знали-умели в прошлом году, может уже быть неактуальным в этом. Каждый год важные для бизнеса процессы претерпевают изменения, и вы должны, даже обязаны, постоянно учиться, чтобы поддерживать свой опыт в актуальном состоянии.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Опять же, огромное количество рекомендаций о том, как правильно учиться, есть в интернете. Я дам три маленькие и короткие: учитесь нон-стоп (составьте план обучения на год), будьте проактивны (научитесь находить, где и как получить нужную информацию), практикуйтесь (выучил(-а) — сразу внедряй и делай).

4. Стремиться к лучшему

Пример: зачем делать что-то идеально, если и так примут? Получается наше белорусское «хай так», помноженное на молодость.

Это действительно культурологическая проблема общества, сформированная историей нашего народа. Когда что-то делали не от любви или желания делать и творить, а потому что так требовали внешние силы (государство) и они же устанавливали критерии минимально приемлемого результата. Мы долгое время жили в такой историческо-культурной среде.

Надо делать все возможное, чтобы избавиться от такого наследия. И начинать обязательно с себя. Убейте в себе пофигиста, неряху, бездельника. Требуйте высокое качество исполнения от самого себя. Это очень сложно, особенно если среда не требовала от человека высокого качества исполнения.

Фото: burst.shopify.com
Фото: burst.shopify.com

Что делать, если вы уже знаете, что вы растяпа? Ищите команду, людей, конкретного человека, который будет требовать от вас этого высокого качества, будет тренировать и дрессировать. Сначала на неосознанном уровне — вы просто будете исполнять приказания и исправлять ошибки. Чем дальше, тем больше сознание будет привыкать, и в итоге частое выполнение сложных требований должно вывести исполнение задач в высоком качестве на автоматический уровень.

5. Ответственность

Пример: если вы молоды и над вами есть начальник, удобно спросить все у него даже по мелочи, вместо того чтобы «рискнуть» или решить проблему самостоятельно.

У меня есть удивительная история про «ответственность». В разные периоды жизни я слышу от разных руководителей фразы в стиле «он(-а) совершенно безответственный человек». Когда я прошу объяснить, что конкретно человек имеет в виду под словом «ответственность», часто это вызывает затруднение.

Это просто социальное слово, которым довольно часто манипулируют. Если свести это слово к «дает обещание и выполняет, а если не выполняет, то всегда предупреждает и информирует», то скилл выглядит довольно простым. Можно уже прямо сейчас начинать качать этот навык. Рекомендую начать с «пообещал — сделай». Этот жизненный принцип и навык уже поможет стать лучше, чем 99% среднестатистических работников постсоветского пространства.

Фото: burst.shopify.com
Фото: burst.shopify.com

6. Умение работать в команде

Пример: в школе мы привыкли, что класс делят на группы случайным образом. В итоге в группе всегда находится лучший и тянет все на себе, а остальные ничего не делают — и так «сделается» же. Эта же привычка переносится на работу: кто-то делает все только один, кто-то не умеет работать в команде.

Этот навык про психологию и коммуникацию. Если вы поймете, что люди и их возможности разные, научитесь видеть, в чем хорош и прекрасен тот или иной человек, и научитесь правильно взаимодействовать с человеческими особенностями, успех придет очень быстро. Люди любят тех, с кем им комфортно и хорошо, а если вы будете давать им комфорт и развитие, видя их особенности, — они будут благодарны и будут помогать вам развиваться дальше.

Надо учить психологию, умение общаться. Начать можно со старой книги Дейла Карнеги о том, как заводить друзей. Все самые базовые законы, как начать приятное общение с людьми, неизменны уже много веков.

-35%
-20%
-25%
-30%
-5%
-30%
-50%
-15%