107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  2. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 марта
  3. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  4. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  5. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  6. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  7. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  8. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — в Минской области
  9. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  10. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  11. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  12. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  13. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  14. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  15. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  16. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  17. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  18. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  19. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  20. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  21. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  22. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  23. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  24. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  25. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  26. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  27. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  28. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  29. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  30. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
реклама


«Минсктранс» выступает против внедрения системы оплаты проезда банковскими картами во всем наземном транспорте Минска. Перевозчик ссылается на то, что она не дает полные и достоверные данные о транзакциях. Компания, которая разрабатывала эту систему, как и банк, который ее обслуживает, возражают, мол, потеря данных может произойти только при неправильной эксплуатации.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Напомним, в конце 2019 года БПС-Сбербанк, который выступает банком-эквайером при оплате проезда бесконтактными картами, заявил, что в 2020 году возможность оплачивать проезд таким образом может появиться во всем городском наземном транспорте, а не только в трамваях маршрута № 6. Однако «Минсктранс» негативно воспринял такую инициативу, и уже 3 февраля в ведомстве сообщили, что они уведомили БПС-Сбербанк о расторжении с ними договора по эксплуатации этой системы в трамваях маршрута № 6. Точную дату, с которой система перестанет работать, в ведомстве не уточнили.

Основная причина недовольства «Минсктранса» — отложенный режим списывания платежей, при котором «отсутствует полнота и достоверность данных о транзакциях».

— За счет этого люфта времени есть потери данных, — отмечал заместитель главного инженера «Минсктранса» Михаил Слодинский. — Мы видим, что пассажир приложил карточку в 9.10, а данные к нам пришли в 10, в 11. Более того, в ноябре транзакции приходили за июнь. Есть проблемы и с тем, что контролер тоже не всегда видит, произошла ли оплата.

В банке с претензиями не согласны. Там заверяют, что исчезнуть из валидатора запись транзакций не может, потому что она «хранится в энергонезависимой памяти». Если память валидатора переполнится, он просто перестанет принимать карточки к оплате.

Людям новость о прекращении работы системы тоже не понравилась. Уже 3 февраля в интернете появилось сразу несколько петиций по следам транспортных новостей. В одном из обращений люди просят развить бесконтактную оплату в наземном транспорте, а не отключать ее (как в трамвае № 6).

В разборки вступили и разработчики системы — компания IBA Group. Она же разрабатывала систему оплаты бесконтактными картами для Минского метрополитена и поездов городских линий. Специалисты отмечают, что при правильной эксплуатации никакие данные нигде потеряться не могут.

— Система оплаты в наземном транспорте разрабатывалась с учетом мировых практик и рекомендаций международных платежных систем, прошла ряд сертификаций. Такая же система оплаты исправно работает в минском метро и в поездах городских линий, никаких нареканий нет, — заверяют разработчики. — Если временно пропадет канал связи, система все равно накапливает информацию в энергонезависимой памяти и позже передает в процессинги. Для каждой транзакции предусмотрено уникальное маркирование и проверка подлинности. В результате стороны могут провести сверку итогов и разрешить спорные ситуации.

В компании считают, что нарекания «Минсктранса» в адрес предлагаемой системы необоснованные и носят больше гипотетический характер, чем практический.

— Международные платежные системы предъявляют жесткие требования к обработке транзакций, обеспечению целостности данных и защите информации держателей карт. Характеристики установленной системы подтверждаются сертификатами соответствия требованиям платежных систем, — говорят специалисты.

Они отмечают, что такая система с аналогичным принципом работы действует в крупных городах других стран.

— Лондон — один из примеров «умного города», где для оплаты проезда в транспорте используют бесконтактные платежные средства: банковские карты, часы, смартфоны, браслеты с NFC. По разным данным, экономия составляет около 100 миллионов фунтов стерлингов в год, — рассказывают специалисты. — Оплата бесконтактной банковской картой удобна пассажирам и в Беларуси — это подтверждают онлайн-голосования, которые провели СМИ. В первую очередь оплата банковской картой подходит тем, кто ездит нерегулярно, ведь оплата происходит в момент получения услуги, а не заранее при пополнении проездного.

В Минске автоматизированная система оплаты и контроля проезда работает с 2014 года. Пассажиры прикладывают к валидаторам бесконтактные транспортные карты, которые часто пополняют банковскими картами в киосках или терминалах. В IBA Group говорят, что они создали систему такой, чтобы она удовлетворяла требования «Минсктранса» и прижилась у пассажиров за эти годы.

— Эффект внедрения такой оплаты признает и сам перевозчик: «Минсктранс» сократил расходы на штат кондукторов и изготовление билетов. Кроме того, удалось оптимизировать маршрутную сеть, упростить взаиморасчеты и сократить операционные расходы. Менять эту систему бессмысленно и дорого — лучше модернизировать, — говорят в компании. — Новая форма оплаты строится и развивается без противоречия текущей системе.

По словам разработчиков, запуск системы оплаты при помощи банковских карт — это первый этап проекта.

— Пассажиры начали использовать бесконтактные средства для оплаты разовой поездки по фиксированному тарифу. Затем появился механизм агрегирования, который оптимизировал затраты на авторизацию банковских транзакций. Каждая транзакция пассажира доступна в личном кабинете на сайте. Следующий логичный этап развития системы — использование бесконтактных банковских карт в качестве долгосрочных проездных билетов. В будущем перевозчик сможет создать так называемую систему виртуального проездного. К счетам пассажиров будут «привязаны» проездные документы и банковские карты, а поездки станут списываться в соответствии с действующей тарифной политикой. В результате пассажиры получат гибкий инструмент оплаты, а транспортные предприятия оптимизируют затраты на содержание сети пополнения транспортных карт.

Напомним, возможность заплатить бесконтактной картой на всех станциях метро Минска появилась в июне 2018 года, в трамвае № 6 — в мае 2019-го. С 12 июня 2019 года возможна оплата проезда банковскими бесконтактными карточками в поездах городских линий в пределах одной тарифной зоны на участках Минск — Беларусь, Минск — Михановичи, Минск — Городище.

3 февраля появилось сразу несколько петиций по следам транспортных новостей. В одном из обращений просят развить бесконтактную оплату в наземном транспорте, а не отключать ее (как в трамвае № 6).

-40%
-20%
-20%
-50%
-20%
-20%