реклама
Испытательный
Банк ВТБ
13.6%
Социальный
РРБ-Банк
17.99%
Ренессанс
РРБ-Банк
18.99%

Все кредиты

Рублю, Ergo Sum+ (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%
СуперСемь
Банк ВТБ
13 - 13.4%
Рублю, Ergo Sum (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%

Все вклады


Власти ввели очередные изменения по розничной торговле. Это предусмотрено постановлением МАРТ № 30. Как и планировалось, приняты дополнительные меры по регулированию цен на социально значимые товары - сразу на 26 позиций будут в течение 90 дней сдерживать рост цен. Напомним, предполагается отмена постановления правительства № 184, которым для производителей и импортеров вводили ограничение по росту цен. А нынешнее постановление МАРТ — альтернатива постановлению Совмина, которое вызвало немало вопросов у бизнеса.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Постановление МАРТ вводит временное регулирование цен на отдельные социально значимые товары на 90 дней — всего по 26 позициям. В перечень товаров, на которые власти будут сдерживать рост цен в течение 90 дней, попали в числе прочего свежая рыба, сливочное, подсолнечное, рапсовое масло, пшеничная мука, яблоки, мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), поваренная соль, рис, овсяные хлопья, многие виды хлеба, куриные яйца, чай, кофе, консервы, картофель, репчатый лук, многие молочные продукты. Цены на сахар и гречку, напомним, уже регулируются государством. 

Власти ввели также ограничения по рентабельности производителей социально-значимых товаров. Она не может превышать фактическую рентабельность по товарным позициям, которая была в январе-феврале этого года. В тех случаях, если фактическая рентабельность за этот период составляла меньше 10%, то производители могут ее повысить до этой отметки, но не превышать.

Предельная максимальная надбавка импортера на социально значимые товары не сможет превышать 10% (по аналогии с постановлением № 27, которым установили предельную надбавку на маски и антисептики).

При этом предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам производителей и импортеров не могут превышать те показатели, которые прописаны в рекомендациях МАРТ. К примеру, на сливочное и подсолнечное масло — до 20%, пшеничную муку, репчатый лук — до 30%, сахар — до 15%.

Почему решили усилить госрегулирование социально значимых товаров

«В настоящее время рядом государств в связи с распространением в мире коронавирусной инфекции введены ограничительные меры, направленные на стабилизацию эпидемиологической ситуации (ужесточение санитарно-карантинного режима, закрытие границ и др.), — говорится в обосновании проекта постановления. — В этой связи в республике может существенно возрасти покупательский спрос на отдельные товары, в том числе товары с высоким удельным весом импортной составляющей в общем объеме реализации (рыба свежемороженая, рис белый шлифованный, крупа манная, крупа пшенная, масло подсолнечное, мука пшеничная, сухие макаронные изделия, детское питание, свежий лук репчатый, свежие яблоки, чай черный байховый)».

Изменения намерены ввести для усиления работы по обеспечению продовольственной безопасности, предотвращения необоснованного роста цен, в первую очередь на социально значимые товары.

Напомним, ранее власти ввели ограничения для производителей и импортеров по росту цен в 0,5% в месяц. Повышение цен выше установленного предела допускается только по согласованию с комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете министров. При этом МАРТ, облисполкомам и Минскому горисполкому было поручено обеспечить соблюдение ассортиментного перечня товаров субъектами торговли. Это нововведение вызвало немало вопросов у бизнеса.

По нашей информации, власти решили отменить действие постановления № 184.

Бизнес-союз: «Ограничение надбавки импортера на уровне 10% грозит остановить поставки некоторых товаров»

В Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН) не поддерживают предложенные меры МАРТ, поскольку полагает, что они не учитывают специфики работы субъекты оптовой и розничной торговли и могут привести к достаточно драматичным результатам на рынке.

В частности, в БСПН считают, что установление максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) сильно усложнит формирование розничной цены, поскольку магазинам придется проводить целое расследование в части отпускных цен производителя или импортера, говорится в пресс-релизе бизнес-союза.

Несогласие вызывает и предложение ограничить торговую надбавку импортера 10-процентным пределом. Во-первых, не совсем понятно к чему предлагают применять данную надбавку. Во-вторых, операционные расходы оптовых компаний, в частности, затраты на логистику зачастую превышают 10-процентные порог относительно входных цен на импортируемую продукцию. Следовательно, 10-процентная надбавка в упрощенном ее понимании не позволит работать с положительной рентабельностью. С такой перспективой поставки многих видов товаров теряют экономический смысл, а потому могут быть приостановлены импортерами. Таким образом, регулятор рискует получить обратный эффект: вместо насыщения рынка — дефицит отдельных социально значимых товаров.

Такого мнения сегодня придерживаются многие представители торгового бизнеса. «Регулирование цен на социально значимые товары на срок до 90 дней путем ограничения надбавки импортера 10% просто приведёт к остановке работы. В нашей отрасли затраты на реализацию занимают значительно больший процент к покупной стоимости товара и 10-ю процентами мы не сможем покрыть даже основные статьи затрат, не говоря об остальных», — отмечает директор ООО «Энергия» (импортер чая и кофе) Игорь Уфимцев.

В этой связи БСПН им. Кунявского предлагал заменить «предельную максимальную надбавку» на предельный норматив рентабельности импортера в размере 10%.
Кроме того, из предложенного перечня социально значимых товаров бизнес-союз считает целесообразным, как минимум, исключить крупнокусковые полуфабрикаты мяса, свежие огурцы, помидоры, яблоки, кофе, черный чай и сухое молоко. В БСПН выступают за введение запрета, либо хотя бы ограничения бонусов при поставке товаров с регулируемой предельной наценкой.

-40%
-10%
-30%
-10%
-20%
-7%
-40%
-27%
-20%