1. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  2. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира. Вот за сколько ее купили
  3. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  4. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  5. Цена биткоина впервые в истории превысила 62 тысячи долларов за монету
  6. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  7. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  8. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  9. Суды и проданная медаль Герасимени. Что происходит в стране 13 апреля
  10. Минздрав временно запретил ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию Nivea
  11. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  12. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  13. Третья волна. В Беларуси растет количество заразившихся COVID-19 и пациентов с тяжелыми пневмониями
  14. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  15. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  16. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  17. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  18. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  19. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  20. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  21. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
  22. Россия отменила полеты в Турцию. Россияне полетят через нас? Снизятся цены? Спросили экспертов
  23. КГБ сообщил о задержании Костусева и Федуты «по подозрению в совершении преступления»
  24. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  25. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  26. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев. Он — подозреваемый по уголовной статье
  27. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  28. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  29. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  30. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
реклама


/

Полтора месяца власти пытались сдержать необоснованное подорожание продовольствия. В середине мая чиновники отрапортовали: «как показал анализ цен, продукты, которые вошли в список социально значимых товаров, по отдельным наименованиям значительно подешевели». Импортеры и торговые сети говорят, что такое снижение цен дается им тяжело, многие товары сейчас и так достать сложно, а рамки, в которые их загнали, усугубляют положение. Кроме того, из-за принятых властями мер, они «не отрабатывают запланированные показатели, ведущие к рентабельной работе». FINANCE.TUT.BY посмотрел, что происходит с ценами на продукты, и узнал, как магазинам и поставщикам социально значимых товаров работается в новых условиях, какие проблемы у них возникают.

Александра Квиткевич
Фото: Александра Квиткевич

«Значительно подорожали лишь свежие импортные перцы и зеленый чай»

В конце марта, напомним, власти ввели ограничения для торговли, производителей и импортеров по росту цен на продукты 0,5% в месяц. При этом ассортимент товаров должен был остаться прежним. Но через две с лишним недели нововведения отменили.

На смену пришло постановление МАРТ № 30, которым власти отрегулировали на 90 дней торговые и оптовые надбавки продавцов, импортеров и производителей на 26 категорий товаров, которые отнесли к социально значимым.

На днях МАРТ подписал новое постановление № 36. Оно оптимизировало список социально значимых товаров. Также для импортеров при формировании цен на них ограничили уровень рентабельности — не выше 10%. Предельные максимальные торговые надбавки с учетом оптовой к отпускным ценам для розничной торговли остались прежними.

Все эти изменения были введены для того, чтобы сдержать необоснованный рост цен на необходимые каждому человеку товары. Мы сравнили цены на одни и те же отечественные и импортные продукты, часть из которых относится к социально значимым товарам, на 21 апреля и 13 мая. Многие позиции не только не подорожали, но и подешевели. В первую очередь цены снизились на социально значимые товары. Свежемороженая сельдь подешевела на 10 копеек, на 28 копеек — голень цыпленка, на 83 копейки — гречка.

Из нашего списка значительно подорожали лишь свежие импортные перцы (на целых 2 рубля) и зеленый чай (на 90 копеек).

Что касается самого ассортимента, то он меняется постоянно. Вместо крупы одного бренда появляется другая. Продукцию некоторых фирм уже месяц не завозят вообще, к примеру российский йогурт, рис.

— В новые условия работы поставлены не только мы — магазины, но и наши поставщики. Некоторый товар, который предлагали нам раньше, сейчас просто не закупается, — рассказали нам в магазине одной из торговых сетей. — В первую очередь пожертвовали товарами, на которые не было большого спроса. К примеру, йогурт, про который вы говорите, что он исчез, его мало кто брал, потому что белорусский аналогичный гораздо дешевле.

В магазине сказали, что с продуктами, аналоги которых производятся у нас в стране, никаких проблем нет. Сложнее с тем, что полностью привозное.

— Заменили некоторый черный чай, который у нас раньше был в ассортименте, на другой, более дешевый. Овощей стало меньше. Выдерживаем то, что от нас требуют по перечню, а сверх него, как раньше, сейчас иногда не получается что-то привезти, — говорит продавец. — Но цены действительно на многие продукты снизились, акций много. У людей денег меньше становится, и мы это ощущаем. Средний чек упал, на сколько — точно не могу сказать. Да и вообще покупателей меньше, чем обычно.

Чиновники: «Торговые сети объяснили завышенные надбавки тем, что они ориентировались на цены у конкурентов»

В главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома наши наблюдения подтвердили: цены на многие социально значимые товары снизились.

— Мы собрали информацию об уровне применяемых торговых надбавок и ценах в отдельных крупных сетях и магазинах шаговой доступности. Первый раз цены были собраны 1 апреля и сравнивались с ценами за 11 мая, — рассказывает начальник главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова. — Как показал анализ, цены на продукты, которые вошли в список социально значимых товаров, по отдельным наименованиям значительно упали. К примеру, в одной из торговых сетей на свежемороженый хек на 1 апреля была торговая надбавка 82% и стоил он при этом 7,75 рубля, а на 11 мая надбавка стала 25% и розничная цена снизилась до 6,46 рубля. Еще в одной сети пшеничную муку продавали с торговой надбавкой 70% и стоила она 2,38 рубля, а сегодня с применением торговой надбавки 29% она уже обойдется в 1,87 рубля.

Аналогичное завышение цены выявили и еще в одной торговой сети на одну из позиций риса. Продавец применил торговую надбавку 52%, и крупа стоила 2,36 рубля. Сейчас с максимальной надбавкой 30% цена риса упала до 2,01 рубля. В одном из магазинов на лопаточную часть на кости говядины применялась надбавка 47% и стоила она 14,29 рубля за килограмм. А сейчас с предельным уровнем надбавки 20% стала стоить 12,6 рубля.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Покупатели заметили, что в некоторых магазинах в конце марта подорожал репчатый лук, причем более чем в 2 раза. Сейчас цены снизились.

— Торговая сеть закупала лук по цене 0,66 рубля и ставила торговую надбавку 202%. Поэтому в рознице он стоил 1,99 рубля. А теперь надбавку понизили до 29% и он продается по 1,24 рубля. Это притом что закупочная цена у торговой сети выросла — стала 0,96 рубля, — продолжает Нина Емельянова. — Торговые сети объясняют завышенные надбавки тем, что они ориентировались на цены у конкурентов. То есть поставили чуть-чуть ниже и продают. Но то, что у конкурента может быть входная цена выше и, следовательно, розничная, это не учитывалось. Поэтому, скажем, на лук у одних цена 2 рубля была с надбавкой 30%, а у других 1,96 рубля с надбавкой 200%.

Однако в управлении торговли отмечают, что большинство магазинов, особенно шаговой доступности, в основном и применяли такие торговые надбавки, которые рекомендовал МАРТ.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли ввело регулирование цен на социально значимые товары на 90 дней. То есть в середине лета цены могут снова отпустить. Не приведет ли это к быстрому подорожанию продуктов?

— И МАРТ, и мы постоянно отслеживаем ситуацию с ценами и ассортиментом. Если по истечении срока ценового регулирования цены резко пойдут вверх, естественно, будут приниматься соответствующие меры, — сказала Нина Емельянова.

Ассоциация торговых сетей: «Рынок сейчас формируется сложно — сложно получить предложение по товарам, торговаться»

Задача, которая стояла перед властями, можно сказать, выполнена — как говорят чиновники, «необоснованный рост цен на социально значимые товары удалось сдержать». Однако торговля от принятых мер по-прежнему не в восторге: работать в таких условиях сложно, хотя и признают, что изменения, прописанные в постановлении № 36, немного улучшили ситуацию.

— Новое постановление, которое внесло поправки в постановление № 30, облегчило жизнь торговым сетям. Но на сегодня это все равно полумера, — говорит исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская. — Рынок сейчас формируется сложно. Сложно получить предложение, сложно торговаться. Сами процессы закупки, не считая ценообразования, которое мы должны обеспечить в соответствии с новыми документами, даются очень тяжело. И на это очень много причин: это и нехватка персонала, и удаленная работа, и малое количество некоторого товара. Не могу сказать, что есть какой-то товарный голод, дефицит, но предложение совсем небольшое по сравнению с прошлым периодом времени. Условно говоря, висят лимоны на дереве, их должен кто-то снять, упаковать и отправить сюда. А рук этих нет. Сегодня некоторые товары сложно найти на оптовом рынке, к примеру импортные овощи и фрукты.

Наталия Шаблинская отмечает, что, несмотря ни на что, торговые сети стараются действовать в рамках закона.

— Нужно четко понимать, что есть вещи выполнимые, а есть трудновыполнимые. Так вот то, что от нас требуют, относится ко второму варианту. Но сейчас весь ритейл либо снизил цены, либо оставил на прежнем уровне, — продолжает исполнительный директор ассоциации. — Сегодня у людей становится все меньше денег, к сожалению. Поэтому и цены соответствующие.

Фото: Сергей Комков, TUT.BY
Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Торговля не совсем согласна со списком социально значимых товаров — ни с первоначальным, который закрепили постановлением № 30, ни с уточненным в постановлении № 36.

— Мы участвовали в доработке постановления — ассоциация писала обращение, какие-то пункты МАРТ принял. Но не все. Мы же говорим о списке социально значимых товаров. Я не могу согласиться с тем, что он должен быть таким широким, — говорит Наталия Шаблинская. — Потому он должен идти в контексте обеспечения именно потребностей человека, а не желаний. К примеру, кто-то любит вяленые маслины с добавлением масла экстра вирджин. Всегда баночка стоила, скажем, 8 рублей. А сегодня мы их должны продавать по 5 рублей. Почему? Ведь без них можно прожить. Как и без козьего сыра. Так почему на него должна быть надбавка 30%, как и на ту продукцию, что идет для массового покупателя? Та категория людей, которая эти маслины и сыр берет, она даже не заметит то, за сколько она их купила.

Такая же история и с помидорами. «Почему эксклюзивные сорта идут с той же наценкой, что и обычные красные?» — задается вопросом исполнительный директор ассоциации.

— Ведь в магазинах есть товарные позиции, на которых очень маленькая маржа, некоторые продаем в минус, потому что по законодательству нужно обеспечить продуктами все слои населения. Так почему товары класса премиум мы должны продавать с единой торговой наценкой? Почему нужно делать реверансы по всему товару и для всех? — говорит Наталия Шаблинская. — Мы еще не анализировали экономические результаты работы с 30-м постановлением в целом. И не знаем, к чему приведет работа с постановлением № 36. Однако ежедневно мы не отрабатываем запланированные показатели, ведущие к рентабельной работе. Мы не получаем то, что планировали. Спрос падает и дальше будет падать. Люди меньше ходят в магазины. И денег у них меньше. Но мы надеемся, что в нашем тоннеле появится свет.

Продавцы и импортеры: «Кто-то из поставщиков, у кого мы закупали товар, начал работать в измененных условиях, кто-то нет»

Некоторым продавцам стало не просто сложно, а практически невозможно завозить в свои торговые точки импорт. В таком положении оказались отдельные магазины детских товаров. Напомним, детское питание и подгузники также относятся к социально значимым товарам, а значит, на торговлю ими распространяются те же требования.

— Кто-то из импортеров, у кого мы закупали товар, начал работать в измененных условиях, кто-то нет, — рассказывает владелец магазина детских товаров. — Ситуация стала чуть получше, чем, скажем, три недели назад. Но, к примеру, по детскому питанию крупнейший импортер в Беларуси по-прежнему не работает. Он никому ничего не отгружает, только в собственную розничную сеть. Получается, что он делает 10% наценки за опт и 15% в своей рознице. А у всех остальных, где должно быть импортное детское питание, пустые полки. Других импортеров особо-то и нет. У нас почти монополия. Есть еще один, но он тоже не работает по той причине, что ему невыгодно, — они, видимо, не укладываются в 10-процентную надбавку, которая им разрешена.

Владелец магазина говорит, что с подгузниками дело обстоит получше, там некоторые импортеры работают.

Александра Квиткевич, TUT.BY
Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

— Если бы у нас не было на рынке одного самого крупного поставщика детского питания, у которого есть своя розничная сеть, а было несколько поставщиков, как с подгузниками, то было бы гораздо легче. Потому что людям пришлось бы подстраиваться под существующие условия, они ведь не могут постоянно не работать, нужно же и зарплаты платить, и аренду складов, — продолжает собеседник. — Звонил в МАРТ, там привели в пример людей, которые умеют работать с надбавкой 10%, сказали, что и я должен учиться. А я не могу сам себе привезти товар из России. Потому что хоть у нас и таможенный союз, но мне на детское питание нужно получать дополнительный белорусский сертификат. А это деньги.

Владелец магазина сказал, что у него в продаже сейчас только белорусское детское питание, все наши компании работают, цены не поднимали.

Многим импортерам сейчас тоже не позавидуешь, потому что, по их словам, они работают местами почти в ноль.

В компании «Караван» (это дистрибьютор многих всемирно известных брендов чая и кофе в Беларуси) прокомментировали, как им работается в новых условиях, довольно коротко.

— Довольны ли мы принятием постановления № 30? Конечно же нет. Стало ли полегче работать с внесением последних изменений в него? Да, стало, — сказали в компании.

Нелегко приходится и поставщикам овощей и фруктов, которые входят в список социально значимых.

— Изменения, прописанные в постановлениях № 30 и № 36, очень серьезно отразились на нас, — рассказали нам в компании «ТД Силинк Фрут», которая занимается в том числе и импортом фруктов и овощей. — Снизилось количество заявок на прямой импорт, то есть стали меньше заказывать товаров из-за границы. Да и ассортимент предлагаемого нами товара сократился практически наполовину. Бывает, что товара у нас нет, а потребность в нем существует. Но из-за вот этих новых условий мы просто не можем предложить его нашим покупателям. Потому что если сложить все воедино: таможенные пошлины, транспортные, складские и другие расходы на его поставку, — то получится, что мы работаем в минус.

Также в компании говорят, что сейчас очень сложно формировать цены на продукцию.

— Есть торговые сети, которые не могут сразу взять машину какой-то одной продукции, им нужен микс. Раньше мы могли сформировать какую-то заявку на импорт, зная потребность сетей. Теперь мы не знаем, как сформировать цены и предложить этот товар нашим сетям, — говорит поставщик.

-99%
-5%
-50%
-15%
-50%
-12%
-30%
-40%
-50%
0072984