реклама
Ренессанс
РРБ-Банк
13.5%
Доступный Плюс
РРБ-Банк
13.5%
Социальный
РРБ-Банк
13.5%

Все кредиты

Рублю, Ergo Sum+ (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%
Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%
Рублю, Ergo Sum (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.75%

Все вклады


/

Полтора месяца власти пытались сдержать необоснованное подорожание продовольствия. В середине мая чиновники отрапортовали: «как показал анализ цен, продукты, которые вошли в список социально значимых товаров, по отдельным наименованиям значительно подешевели». Импортеры и торговые сети говорят, что такое снижение цен дается им тяжело, многие товары сейчас и так достать сложно, а рамки, в которые их загнали, усугубляют положение. Кроме того, из-за принятых властями мер, они «не отрабатывают запланированные показатели, ведущие к рентабельной работе». FINANCE.TUT.BY посмотрел, что происходит с ценами на продукты, и узнал, как магазинам и поставщикам социально значимых товаров работается в новых условиях, какие проблемы у них возникают.

Александра Квиткевич
Фото: Александра Квиткевич

«Значительно подорожали лишь свежие импортные перцы и зеленый чай»

В конце марта, напомним, власти ввели ограничения для торговли, производителей и импортеров по росту цен на продукты 0,5% в месяц. При этом ассортимент товаров должен был остаться прежним. Но через две с лишним недели нововведения отменили.

На смену пришло постановление МАРТ № 30, которым власти отрегулировали на 90 дней торговые и оптовые надбавки продавцов, импортеров и производителей на 26 категорий товаров, которые отнесли к социально значимым.

На днях МАРТ подписал новое постановление № 36. Оно оптимизировало список социально значимых товаров. Также для импортеров при формировании цен на них ограничили уровень рентабельности — не выше 10%. Предельные максимальные торговые надбавки с учетом оптовой к отпускным ценам для розничной торговли остались прежними.

Все эти изменения были введены для того, чтобы сдержать необоснованный рост цен на необходимые каждому человеку товары. Мы сравнили цены на одни и те же отечественные и импортные продукты, часть из которых относится к социально значимым товарам, на 21 апреля и 13 мая. Многие позиции не только не подорожали, но и подешевели. В первую очередь цены снизились на социально значимые товары. Свежемороженая сельдь подешевела на 10 копеек, на 28 копеек — голень цыпленка, на 83 копейки — гречка.

Из нашего списка значительно подорожали лишь свежие импортные перцы (на целых 2 рубля) и зеленый чай (на 90 копеек).

Что касается самого ассортимента, то он меняется постоянно. Вместо крупы одного бренда появляется другая. Продукцию некоторых фирм уже месяц не завозят вообще, к примеру российский йогурт, рис.

— В новые условия работы поставлены не только мы — магазины, но и наши поставщики. Некоторый товар, который предлагали нам раньше, сейчас просто не закупается, — рассказали нам в магазине одной из торговых сетей. — В первую очередь пожертвовали товарами, на которые не было большого спроса. К примеру, йогурт, про который вы говорите, что он исчез, его мало кто брал, потому что белорусский аналогичный гораздо дешевле.

В магазине сказали, что с продуктами, аналоги которых производятся у нас в стране, никаких проблем нет. Сложнее с тем, что полностью привозное.

— Заменили некоторый черный чай, который у нас раньше был в ассортименте, на другой, более дешевый. Овощей стало меньше. Выдерживаем то, что от нас требуют по перечню, а сверх него, как раньше, сейчас иногда не получается что-то привезти, — говорит продавец. — Но цены действительно на многие продукты снизились, акций много. У людей денег меньше становится, и мы это ощущаем. Средний чек упал, на сколько — точно не могу сказать. Да и вообще покупателей меньше, чем обычно.

Чиновники: «Торговые сети объяснили завышенные надбавки тем, что они ориентировались на цены у конкурентов»

В главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома наши наблюдения подтвердили: цены на многие социально значимые товары снизились.

— Мы собрали информацию об уровне применяемых торговых надбавок и ценах в отдельных крупных сетях и магазинах шаговой доступности. Первый раз цены были собраны 1 апреля и сравнивались с ценами за 11 мая, — рассказывает начальник главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова. — Как показал анализ, цены на продукты, которые вошли в список социально значимых товаров, по отдельным наименованиям значительно упали. К примеру, в одной из торговых сетей на свежемороженый хек на 1 апреля была торговая надбавка 82% и стоил он при этом 7,75 рубля, а на 11 мая надбавка стала 25% и розничная цена снизилась до 6,46 рубля. Еще в одной сети пшеничную муку продавали с торговой надбавкой 70% и стоила она 2,38 рубля, а сегодня с применением торговой надбавки 29% она уже обойдется в 1,87 рубля.

Аналогичное завышение цены выявили и еще в одной торговой сети на одну из позиций риса. Продавец применил торговую надбавку 52%, и крупа стоила 2,36 рубля. Сейчас с максимальной надбавкой 30% цена риса упала до 2,01 рубля. В одном из магазинов на лопаточную часть на кости говядины применялась надбавка 47% и стоила она 14,29 рубля за килограмм. А сейчас с предельным уровнем надбавки 20% стала стоить 12,6 рубля.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Покупатели заметили, что в некоторых магазинах в конце марта подорожал репчатый лук, причем более чем в 2 раза. Сейчас цены снизились.

— Торговая сеть закупала лук по цене 0,66 рубля и ставила торговую надбавку 202%. Поэтому в рознице он стоил 1,99 рубля. А теперь надбавку понизили до 29% и он продается по 1,24 рубля. Это притом что закупочная цена у торговой сети выросла — стала 0,96 рубля, — продолжает Нина Емельянова. — Торговые сети объясняют завышенные надбавки тем, что они ориентировались на цены у конкурентов. То есть поставили чуть-чуть ниже и продают. Но то, что у конкурента может быть входная цена выше и, следовательно, розничная, это не учитывалось. Поэтому, скажем, на лук у одних цена 2 рубля была с надбавкой 30%, а у других 1,96 рубля с надбавкой 200%.

Однако в управлении торговли отмечают, что большинство магазинов, особенно шаговой доступности, в основном и применяли такие торговые надбавки, которые рекомендовал МАРТ.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли ввело регулирование цен на социально значимые товары на 90 дней. То есть в середине лета цены могут снова отпустить. Не приведет ли это к быстрому подорожанию продуктов?

— И МАРТ, и мы постоянно отслеживаем ситуацию с ценами и ассортиментом. Если по истечении срока ценового регулирования цены резко пойдут вверх, естественно, будут приниматься соответствующие меры, — сказала Нина Емельянова.

Ассоциация торговых сетей: «Рынок сейчас формируется сложно — сложно получить предложение по товарам, торговаться»

Задача, которая стояла перед властями, можно сказать, выполнена — как говорят чиновники, «необоснованный рост цен на социально значимые товары удалось сдержать». Однако торговля от принятых мер по-прежнему не в восторге: работать в таких условиях сложно, хотя и признают, что изменения, прописанные в постановлении № 36, немного улучшили ситуацию.

— Новое постановление, которое внесло поправки в постановление № 30, облегчило жизнь торговым сетям. Но на сегодня это все равно полумера, — говорит исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская. — Рынок сейчас формируется сложно. Сложно получить предложение, сложно торговаться. Сами процессы закупки, не считая ценообразования, которое мы должны обеспечить в соответствии с новыми документами, даются очень тяжело. И на это очень много причин: это и нехватка персонала, и удаленная работа, и малое количество некоторого товара. Не могу сказать, что есть какой-то товарный голод, дефицит, но предложение совсем небольшое по сравнению с прошлым периодом времени. Условно говоря, висят лимоны на дереве, их должен кто-то снять, упаковать и отправить сюда. А рук этих нет. Сегодня некоторые товары сложно найти на оптовом рынке, к примеру импортные овощи и фрукты.

Наталия Шаблинская отмечает, что, несмотря ни на что, торговые сети стараются действовать в рамках закона.

— Нужно четко понимать, что есть вещи выполнимые, а есть трудновыполнимые. Так вот то, что от нас требуют, относится ко второму варианту. Но сейчас весь ритейл либо снизил цены, либо оставил на прежнем уровне, — продолжает исполнительный директор ассоциации. — Сегодня у людей становится все меньше денег, к сожалению. Поэтому и цены соответствующие.

Фото: Сергей Комков, TUT.BY
Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Торговля не совсем согласна со списком социально значимых товаров — ни с первоначальным, который закрепили постановлением № 30, ни с уточненным в постановлении № 36.

— Мы участвовали в доработке постановления — ассоциация писала обращение, какие-то пункты МАРТ принял. Но не все. Мы же говорим о списке социально значимых товаров. Я не могу согласиться с тем, что он должен быть таким широким, — говорит Наталия Шаблинская. — Потому он должен идти в контексте обеспечения именно потребностей человека, а не желаний. К примеру, кто-то любит вяленые маслины с добавлением масла экстра вирджин. Всегда баночка стоила, скажем, 8 рублей. А сегодня мы их должны продавать по 5 рублей. Почему? Ведь без них можно прожить. Как и без козьего сыра. Так почему на него должна быть надбавка 30%, как и на ту продукцию, что идет для массового покупателя? Та категория людей, которая эти маслины и сыр берет, она даже не заметит то, за сколько она их купила.

Такая же история и с помидорами. «Почему эксклюзивные сорта идут с той же наценкой, что и обычные красные?» — задается вопросом исполнительный директор ассоциации.

— Ведь в магазинах есть товарные позиции, на которых очень маленькая маржа, некоторые продаем в минус, потому что по законодательству нужно обеспечить продуктами все слои населения. Так почему товары класса премиум мы должны продавать с единой торговой наценкой? Почему нужно делать реверансы по всему товару и для всех? — говорит Наталия Шаблинская. — Мы еще не анализировали экономические результаты работы с 30-м постановлением в целом. И не знаем, к чему приведет работа с постановлением № 36. Однако ежедневно мы не отрабатываем запланированные показатели, ведущие к рентабельной работе. Мы не получаем то, что планировали. Спрос падает и дальше будет падать. Люди меньше ходят в магазины. И денег у них меньше. Но мы надеемся, что в нашем тоннеле появится свет.

Продавцы и импортеры: «Кто-то из поставщиков, у кого мы закупали товар, начал работать в измененных условиях, кто-то нет»

Некоторым продавцам стало не просто сложно, а практически невозможно завозить в свои торговые точки импорт. В таком положении оказались отдельные магазины детских товаров. Напомним, детское питание и подгузники также относятся к социально значимым товарам, а значит, на торговлю ими распространяются те же требования.

— Кто-то из импортеров, у кого мы закупали товар, начал работать в измененных условиях, кто-то нет, — рассказывает владелец магазина детских товаров. — Ситуация стала чуть получше, чем, скажем, три недели назад. Но, к примеру, по детскому питанию крупнейший импортер в Беларуси по-прежнему не работает. Он никому ничего не отгружает, только в собственную розничную сеть. Получается, что он делает 10% наценки за опт и 15% в своей рознице. А у всех остальных, где должно быть импортное детское питание, пустые полки. Других импортеров особо-то и нет. У нас почти монополия. Есть еще один, но он тоже не работает по той причине, что ему невыгодно, — они, видимо, не укладываются в 10-процентную надбавку, которая им разрешена.

Владелец магазина говорит, что с подгузниками дело обстоит получше, там некоторые импортеры работают.

Александра Квиткевич, TUT.BY
Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

— Если бы у нас не было на рынке одного самого крупного поставщика детского питания, у которого есть своя розничная сеть, а было несколько поставщиков, как с подгузниками, то было бы гораздо легче. Потому что людям пришлось бы подстраиваться под существующие условия, они ведь не могут постоянно не работать, нужно же и зарплаты платить, и аренду складов, — продолжает собеседник. — Звонил в МАРТ, там привели в пример людей, которые умеют работать с надбавкой 10%, сказали, что и я должен учиться. А я не могу сам себе привезти товар из России. Потому что хоть у нас и таможенный союз, но мне на детское питание нужно получать дополнительный белорусский сертификат. А это деньги.

Владелец магазина сказал, что у него в продаже сейчас только белорусское детское питание, все наши компании работают, цены не поднимали.

Многим импортерам сейчас тоже не позавидуешь, потому что, по их словам, они работают местами почти в ноль.

В компании «Караван» (это дистрибьютор многих всемирно известных брендов чая и кофе в Беларуси) прокомментировали, как им работается в новых условиях, довольно коротко.

— Довольны ли мы принятием постановления № 30? Конечно же нет. Стало ли полегче работать с внесением последних изменений в него? Да, стало, — сказали в компании.

Нелегко приходится и поставщикам овощей и фруктов, которые входят в список социально значимых.

— Изменения, прописанные в постановлениях № 30 и № 36, очень серьезно отразились на нас, — рассказали нам в компании «ТД Силинк Фрут», которая занимается в том числе и импортом фруктов и овощей. — Снизилось количество заявок на прямой импорт, то есть стали меньше заказывать товаров из-за границы. Да и ассортимент предлагаемого нами товара сократился практически наполовину. Бывает, что товара у нас нет, а потребность в нем существует. Но из-за вот этих новых условий мы просто не можем предложить его нашим покупателям. Потому что если сложить все воедино: таможенные пошлины, транспортные, складские и другие расходы на его поставку, — то получится, что мы работаем в минус.

Также в компании говорят, что сейчас очень сложно формировать цены на продукцию.

— Есть торговые сети, которые не могут сразу взять машину какой-то одной продукции, им нужен микс. Раньше мы могли сформировать какую-то заявку на импорт, зная потребность сетей. Теперь мы не знаем, как сформировать цены и предложить этот товар нашим сетям, — говорит поставщик.