реклама
Испытательный
Банк ВТБ
14%
Всё серьёзно
Банк ВТБ
19.9 - 26.9%
Новенький
Банк ВТБ
19.9 - 29.9%

Все кредиты

Рублю, Ergo Sum онлайн-депозит
Белорусский народный банк
13.75%
СуперСемь
Банк ВТБ
10.9 - 13.4%
Вклад в будущее (онлайн-депозит)
Белорусский народный банк
13.5%

Все вклады

опубликовано: 
обновлено: 
/

В марте-апреле посещаемость торговых центров в Минске серьезно просела. Хороший спрос остался только у супермаркетов с продуктами и аптеками. Как обстоят дела у арендаторов в популярных столичных ТЦ и на какие скидки пошли арендодатели — в материале TUT.BY.

«Замок». Скидки по этажам

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В апреле мы писали, что в ТЦ «Замок» значительно снизилось количество посетителей и арендаторы попросили сделать скидки на аренду площадей. Руководство ТЦ в итоге пошло навстречу.

У «Спорт Фьюжн» в «Замке» есть несколько спортивных магазинов. Заместитель гендиректора компании Дмитрий Михайлов рассказывает о послаблениях, которые сделали в торговом центре.

— Одним из первых пошел на уступки «Замок». Там очень сильно упала проходимость, больше, чем в других торговых центрах. Но на наших продажах это сказалось меньше, чем в других ТЦ. Например, проходимость упала на 70%, а продажи — на 30%. А в Dana Mall наоборот, — рассказывает Дмитрий.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

По словам арендатора, «Замок» предложил всем равные условия — на каждый этаж распространяется своя скидка.

— Если этажу дают скидку 30%, то ее получают все на этаже. Это очень справедливо. В остальных ТЦ ты приходишь на встречу к руководству, и они начинают «пробивать» — готов ли ты уйти, насколько у тебя действительно плохи дела, на что ты согласишься.

У компании «Спорт Фьюжн» магазины на первом и четвертом этажах. Скидку они получили на апрель и май. На четвертом этаже за апрель скидка 30% с фиксацией курса 2,2 рубля к доллару, на май 60% без фиксации курса. На первом этаже — в апреле те же 30%, в мае — минус 40% без фиксации курса.

— Это торговый центр, который не списывал нотариально деньги с твоего счета, если ты опаздывал с оплатой аренды. Арендаторам дали отсрочку.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Руководитель книжной сети «Букваешка» Дарья Резько говорит, что посещаемость их магазина на третьем этаже упала в 3,5 раза. В «Замке» на май дали скидку 60%.

— Сейчас в торговых центрах у нас плата за аренду приблизилась к выручке. Мы стараемся сохранить наш коллектив, поэтому составили специальный график для продавцов, чтобы они могли хоть что-то получить. Офис сократили в три раза, перевели на удаленку, — говорит Резько. По ее словам, арендодатели в этой ситуации больше поддерживают якорных арендаторов, а те, кто помельче, выбивают скидки сами.

В самом торговом центре «Замок» на наш запрос после апрельской публикации так и не ответили.

Galleria Minsk. Индивидуальные скидки

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Есть у «Спорт Фьюжн» площади и в Galleria Minsk. До середины апреля, по словам Дмитрия Михайлова, покупателей в ТЦ было очень мало, проходимость сильно снизилась — выручка упала до нуля. Сейчас чувствуется оживление.

— Коммуникацию вести там сложно. Про аренду в один день говорят, что никаких поблажек не будет, мол, съезжайте. Люди начинают съезжать, и всех арендаторов приглашают на встречу поговорить. Это совсем ненормальное явление. За апрель нам предложили рассрочку до конца месяца, но когда мы выплатили треть суммы, у нас списали всю аренду со счетов со штрафами. После этого мы решили съехать и нам предложили довольно крупную скидку на май. Не хочу ее называть, потому что все индивидуально. Размер скидок от 20 до 50%, в среднем — минус 30%, — говорит Дмитрий.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Представитель магазина детской одежды рассказывает об условиях, которые ему предложили в Galleria Minsk.

— Конкретно мне предложили 70% скидку — почти столько, на сколько упала выручка, остальным — другие цифры. Есть скидки на 65%, на 40%, кому как. Послабления делают после анализа выручки, а оплата аренды у нас в евро, без фиксации курса, — говорит бизнесмен.

В Galleria Minsk отказались от комментариев.

Dana Mall. Арендаторы жалуются на руководство ТЦ, которое не идет навстречу

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

У «Спорт Фьюжн» есть магазины и в Dana Mall. Посещаемость в апреле там тоже упала — на 45−47% по отношению к марту, к февралю — на 60−62%.

По словам руководителя спортивных магазинов, там уже есть «выбитые зубы» — так называют закрытые павильоны в торговых центрах. В течение всего этого времени предприниматели не получили от ТЦ никаких послаблений и скидок.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

— Они просто игнорируют всех, общаются, по слухам, только с теми, у кого от пяти магазинов и у кого метраж 2−3 тысячи «квадратов». Мы получаем от них предложения вроде «заплатите сейчас половину аренды или 70%, а полный остаток можете заплатить до конца года». Они просят прислать нашу статистику, мы делаем ее, отправляем, а дальше — игнорирование, — говорит арендатор.

Дмитрий говорит, что в Dana Mall деньги со счетов не снимали, но сейчас он платит ту часть аренды, которую считает справедливой. Кроме того, счета за эксплуатацию и коммунальные платежи вызывают вопросы. За один месяц такой счет может вырасти на тысячу рублей.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

«Букваешке» дали скидку на 20%. Арендаторы говорят, что больше руководство ТЦ не идет навстречу.

Комментариев от Dana Mall мы не получили.

Galileo. Единичные случаи закрытых магазинов

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В этом торговом центре тоже есть единичные случаи «выбитых зубов». Тут работали магазины одного из крупнейших фешен-ритейлеров — Fashion House (бренды Mango, Hugo Boss, Women’secret, Gerry Weber, Max&Co, Аccessorize и другие). После того как людей в Galileo стало меньше, ритейлер закрыл два своих магазина и вот почему.

— У нас тактика такая. Там, где договариваемся с торговыми центрами и эти условия сохраняют бизнес жизнеспособным, мы продолжаем работать. Там, где мы не договариваемся, где арендодатель делает имитацию движения навстречу, имитацию скидок, там мы закрываемся и не вступаем ни в какие затяжные переговоры. Сейчас медлить нельзя, нужно принимать решения очень быстро. Так будем действовать и впредь, — рассказал директор Fashion House Алексей Абрамович.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Так, кроме Galileo один магазин от Fashion House закрылся в Galleria Minsk — там предложили значительные уступки по аренде, но сроком на один месяц. Условия, которые устроили ритейлера, оказались в Dana Mall — там у компании шесть точек, а также в Green City и в «Замке».

Абрамович не отрицает, что к фешен-ритейлеру у трех последних ТЦ особое отношение — так как в каждом расположено по несколько магазинов от Fashion House.

— Не надо ожидать, что торговые центры будут придерживаться принципов гуманизма и справедливости — это бизнес. И каждый думает в первую очередь о своих выгодах.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

По словам Абрамовича, условия сейчас тяжелые для всех. Товарооборот снизился критически — в сегменте фешен выручка упала от 80 до 60%. Перспективы следующего сезона очень туманны. Но руководитель фешен-ритейлера уверен, что в будущем арендодатели будут бороться за арендаторов и это приведет к снижению арендных ставок.

В Galileo отказались от комментариев об условиях послаблений для арендаторов.

Green City. Арендаторы: «Отношение у руководителей ТЦ человеческое»

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В Green City мы также заметили единицы закрывшихся магазинов. В этом ТЦ и сейчас работают пять магазинов Fashion House. По словам Алексея Абрамовича, их устраивают предложенные условия и уходить из этого торгового центра они не планируют.

— Позиция, которую занял собственник объекта, реально адекватна рынку: насколько у тебя снизился процент от товарооборота, на тот же процент снижается аренда. Это, наверное, справедливо, — рассказал Абрамович, но не раскрыл, к каким договоренностям по аренде пришли Fashion House с Green City.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Руководитель книжной сети «Букваешка» Дарья Резько рассказывает, что в итоге Green City дал лучшие условия по аренде.

— Отношение у руководителей торгового центра человеческое: встретились, поговорили, договорились. Скидку делают с привязкой к прошлогоднему обороту — чем сильнее упали, тем больше уступка. У нас получается порядка 50%.

Другие наши собеседники сотрудничеством не очень довольны. От арендаторов мы слышали, что некоторые столкнулись с нотариальным списыванием денег со счетов.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Заместитель директора Green City Александр Курач рассказывает, в среднем выручка у арендаторов в апреле упала на 45%. Поэтому для всех высчитали индивидуальные уступки.

— Скидки очень разные. Подавляющему большинству мы сделали скидку в размере понижающего коэффициента. То есть коэффициент рассчитывается путем деления выручки арендатора — выручки мая 2020 года на выручку мая 2019 года. Например, коэффициент получается 0,33. Ставка аренды, например 50 евро, умножается на 0,33, получается 15 евро — это ставка, которую должен оплатить арендатор.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

По словам Курача, магазины, которые находятся в прикассовой зоне у гипермаркета, получали индивидуальные фиксированные скидки — от 20% до 70%.

— Все арендаторы дали нам выручку с 1 по 15 апреля, мы ее посмотрели, проанализировали, и они получили скидку. В принципе, у нас ни с кем не было больших разногласий.

Скидки арендаторы получили на 1−2 месяца, дальше их, возможно, будут продлевать.

— Ситуация начинает выправляться, поэтому бóльших скидок, чем в мае, наверное, не будет.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Что касается нотариального списывания средств со счетов некоторых арендаторов, Курач говорит, что такая практика применяется только по отношению к тем, кто долго не платит аренду. За один месяц просрочки такого не происходит.

Курач не скрывает, что некоторые магазины из ТЦ на волне коронакризиса ушли, но на их места уже нашлись новые арендаторы. Ситуация с закрывшимися точками некритическая.

— Для примера: по последним данным, в торговых центрах Москвы критичным считается 30% вакантных помещений. У нас таких меньше 5%, — объяснил он.

Palazzo. Комплекс мер, индивидуальные условия

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

По словам арендаторов в Palazzo, открытых точек здесь в принципе немного, поэтому тот, кто пришел в торговый центр к открытию, изначально получил хорошие условия. Во время эпидемии там тоже сразу пошли на уступки — сейчас бизнес платит процент с оборота вместо ставки аренды. То есть арендатор выплачивает определенный процент от суммы, которую ему удалось заработать. Предприниматели говорят, что для их точки это 10−12%.

Но покупателей в ТЦ все равно не хватает.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В ТРЦ Palazzo прокомментировали, что ставки пересматривают в индивидуальном порядке, подход комплексный. Есть такие меры: процент с оборота, снижение ставки, маркетинговая поддержка. Большинству ритейлеров арендные ставки сократили более чем на 50%.

Антикризисные меры продлятся до окончания пандемии коронавируса. Льготы затронут и будущих арендаторов, которым помогут комфортно войти в объект. Когда пик будет пройден, девелопер планирует вернуться к договорным условиям.

— Мы со своей стороны готовы разделить риски вместе с нашими партнерами. Арендные каникулы помогут магазинам пережить этот период. Надо признать, что для нас это убытки, так как мы продолжаем нести эксплуатационные расходы, платить налоги, кредиты, за электроэнергию. Все это время магазины продолжат работать. По счетчикам мы видим, что потребители приходят, причем возросла доля осознанных покупок, — рассказывают в ТРЦ.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В Palazzo также сократили время работы некоторые магазины — они работают до 21 часа. Это позволит ритейлерам снизить затраты на персонал и коммунальные услуги. Супермаркет Bigzz продолжает работу без изменений.

-50%
-35%
-15%
-20%
-25%
-20%
-57%
-21%
-10%
-10%
0069983