149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  2. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  3. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  4. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  5. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  6. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  7. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  8. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  9. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  10. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  11. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  12. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  13. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  14. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  15. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  16. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  17. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  18. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  19. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  20. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  21. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  22. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  23. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  24. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  25. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  26. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  27. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  28. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  29. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  30. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот


/ Фото: Марина Серебрякова, из личного архива героев /

В пандемию многие компании, которые заняты на рынке e-commerce, демонстрируют рост. «По ощущениям, рынок за 2020 год сделал рывок на 10 лет вперед», — говорит директор Menu.by Ануш Нерсисян. По итогам года эксперты прогнозируют заметный рост интернет-торговли — от 4,5% до 7%. При этом возникает немало вопросов. Что сделать, чтобы при количественном росте не пострадало качество? А какой ситуация будет в 2021-м? И как при таком бурном росте свести к минимуму мошенничество при транзакциях? Вместе с Visa, глобальной компанией платежных технологий, мы обсудили эти и другие вопросы с ведущими участниками рынка в Беларуси.

21vek.by: «В 2020 году компания перестала быть „столичным“ онлайн-гипермаркетом»

В компании 21vek.by убеждены, что в этом году рынок e-commerce — один из самых стабильных бизнесов.

«Этот бизнес способен справиться с внешними обстоятельствами разного уровня сложности и остаться в плюсе», — говорит заместитель управляющего по маркетингу и развитию компании 21vek.by Александр Писаревский.

Александр Писаревский. Фото из личного архива героя

Среди факторов, которые повлияли в этом году в целом на рынок e-commerce и конкретно на работу 21vek.by, в компании называют пандемию, рост курсов валют, общественно-политическую и экономическую ситуацию в стране.

— Как ни странно, почти все внешние шоковые обстоятельства (кроме отключения интернета) выступили факторами роста продаж, — рассказывает представитель компании. — В конце прошлого года мы обрабатывали 170 тысяч заказов в месяц, сейчас мы вышли на 330 тысяч в месяц — рост почти в два раза.

К слову, продажи в 21vek.by стабильно демонстрировали существенный рост. Например, еще до пандемии в первом квартале этого года оборот компании вырос на 63% к аналогичному периоду 2019-го.

— Такой рост мы наблюдаем в выручке из года в год, и на то есть ряд факторов. Онлайн органически наращивает долю в торговле. Мы в свою очередь постоянно расширяем ассортимент, усиливаем бренд за счет предсказуемо высокого сервиса, гарантийных обязательств, — говорит Александр Писаревский.

Но в условиях пандемии часто приходилось действовать по ситуации. На вопрос, как коронавирус повлиял на планы 21vek.by, Александр Писаревский говорит:

— Еще до распространения пандемии мы планировали работать с аудиторией, традиционно покупавшей в офлайне. В каком-то смысле, COVID-19 сыграл на руку всем онлайн-игрокам, и нам оставалось лишь помочь клиентам найти лучшего ритейлера в онлайне. В период острой реакции общества на пандемию мы наблюдали повышенную активность и перевыполнение планов. Сегодня этот фактор не так значим, как это было весной, появились другие, более серьезные вызовы, влияющие на структуру и качество спроса.

Фото предоставлено 21vek.by

В компании заметили существенную разницу в поведении клиентов при выборе товаров в первую и вторую волны пандемии.

— Во время первой волны покупатели больше выбирали товары из категорий дача и сад (рост — 70%), спорт (98%) и ремонт (120%). Во-первых, это связано с сезонными трендами, во-вторых, за неимением альтернативы для отдыха люди стали уделять много времени своим дачам, зачастую уезжая из города на самоизоляцию, занялись своими домами и спортом, так что рост в этих категориях был выше обычного, — говорят в компании. — Вторая волна началась осенью, и стало заметно, что люди стали проводить больше времени дома и заботиться о здоровье — на 89,5% увеличился спрос на климатическую технику, увлажнители (увлажненный воздух снижает риск инфекции, stay safe!), на 167% — на мелкую медицинскую технику. На 187% увеличился спрос на товары для текущего ремонта в квартирах, в частности на двери.

Среднее количество заказов планомерно растет из года в год, а вот снижение среднего чека в компании начали отчетливо видеть в 4-м квартале этого года.

Несмотря на заметный рост спроса, особенно на отдельные товары, в компании не переставали устраивать акции, чтобы стимулировать продажи. К примеру, с компанией Visa запустили предложение по бесплатной доставке товаров при оплате заказа картами Visa.

— И мы наблюдали рост обращений с просьбой возобновить активность, когда она закончилась, — рассказывают в компании.

В компании говорят, что одним из достижений этого года стало то, что 21vek.by «перестал быть „столичным“ онлайн-гипермаркетом. Доля покупателей из регионов выросла до 55%». В 2020 году компания открыла 15 новых пунктов выдачи заказов, из них только два — в Минске, а остальные — в регионах.

— Надо понимать, что пункты самовывоза — это в первую очередь удобно и дает клиенту больше свободы, он сам решает, когда забрать товары, и не привязан ко времени прибытия курьера. Клиент при покупке через пункт выдачи не контактирует с огромным количеством человек, намного меньше рискует. Несколько сотрудников, работающих в пункте выдачи, строго соблюдают меры безопасности, не несут такой угрозы, как толпа в обычном торговом центре.

Что происходит в целом в торговле

Оптовый розничный товарооборот, по данным Белстата, падает — на 6,8% в сопоставимых ценах в январе-октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Розничная торговля за этот же период в целом по стране в плюсе на 2,3%, но в отдельных областях этот показатель в минусе (Витебская и Гродненская области). При этом в отдельные месяцы этого года розничная торговля в целом по стране была в минусе. Такая ситуация была, к примеру, в сентябре (минус 0,4% к сентябрю 2019-го).

Menu.by: «Не пытаемся больше заработать на несчастье общепита»

Нынешний год можно считать успешным для многих компаний по доставке еды. Одна из них — Menu.by. При этом начало года, рассказывает директор Menu.by Ануш Нерсисян, для сервиса было не самым удачным. По ее словам, 2020-й начинался с убытков. Чтобы исправить ситуацию, планировалось в том числе привлечь для развития инвестиции — на общую сумму около 10 миллионов долларов. Но речь идет о группе компаний, на начало года сервис развивался в четырех странах — Беларуси, Армении, Грузии и Украине (с рынка двух последних стран в итоге ушли). Однако сделка по инвестициям сорвалась, в том числе из-за распространения COVID-19.

Ануш Нерсисян

— Финансовые рынки начали рушиться, мы дополнительное финансирование не получили. Сейчас любые инвестиции стали опасными, переговоры о финансировании длятся дольше, чем обычно, рассчитывать на них не приходится. Нам пришлось переформатироваться, чтобы выйти на прибыль, — рассказывает Ануш Нерсисян.

Под переформатированием руководитель компании подразумевает в том числе перестройку внутренних процессов, оптимизацию в трудовых ресурсах.

— Смогли этим ресурсом сделать большие объемы, чем раньше. Сделали акцент на свой продукт (на совершенствование мобильного приложения, к примеру. — Прим. TUT.BY), прочувствовали все свои недочеты, — делится Ануш Нерсисян. — Распространение коронавируса заставило е-коммерцию двигаться очень быстрыми шагами. При первой волне COVID-19 в Беларуси не было карантинных мер, но люди стали сами уходить на самоизоляцию, многие компании перешли на удаленную работу. По ощущениям, рынок e-commerce за 2020 год сделал рывок на десять лет вперед. Апрель-май были рекордными, обороты прибавили до 40% к обычному месяцу, — говорит директор Menu.by.

Если сравнивать поведение клиентов при первой волне пандемии и второй, то сейчас люди более спокойно реагируют.

— Тогда у людей была паника, они закупали все подряд. И мы «бомбили» каждый день, — вспоминает директор сервиса и добавляет, что компания тогда не была готова к такому резкому росту.

— Обычно мы растем умеренно. А здесь работали при колоссальной нагрузке. Количество заявок на подключение новых партнеров доходило до 100 в месяц. В апреле-мае все было настолько загружено, что мы не успевали рекламировать новых партнеров. У пользователей сервиса вырос выбор. Возникла конкуренция: у кого больше порция, у кого более выгодная цена и так далее. Но ключевые партнеры выигрывали, потому что для клиентов они — проверенный вариант. Выживали наиболее прагматичные.

При этом тарифы для партнеров сервис Menu.by не изменял.

— Мы не пытаемся больше заработать на несчастье общепита. Были просьбы снизить комиссии на период пандемии. К сожалению, на уступки пойти не могли, но и ничего не увеличивали, — говорит Ануш Нерсисян.

Она рассказывает, что июнь и июль выдались стабильно хорошими месяцами по продажам. А вот в августе и сентябре был спад.

— Не только у нас, но и у многих партнеров. Летние политические события сказались, людям было немного не до того. К тому же, в целом нестабильная ситуация с валютой заставила людей немного экономить, они не знали, чего ждать от завтрашнего дня, — говорит руководитель компании.

Как и в случае с 21vek.by, на продажах Menu.by не лучшим образом сказывались перебои в работе мобильного интернета по воскресеньям.

— По воскресеньям наступал каменный век. В такие дни падало количество заказов. Надо было созваниваться с курьерами, чтобы они записали адреса на бумагу. Плюс курьеры боялись и не хотели работать.

С октября ситуация с продажами начала нормализоваться, а с конца ноября — «устаканилась», говорит Ануш Нерсисян.

Рынок e-commerce стремительно растет. А как свести к минимуму мошенничество при транзакциях

В ситуации, когда рынок e-commerce показывает заметный рост, особенно актуальным становится вопрос безопасности при операциях, транзакциях и токенизации (это технология, которая позволяет обезопасить цифровые платежи).

Visa уже больше 60 лет обеспечивает безопасность платежей многоуровневой системой защиты. Региональный менеджер Visa в Украине, Беларуси и Молдове Светлана Чирва рассказывает, что защита транзакций строится на нескольких основных принципах.

  • Защита данных. «Везде, где это возможно, мы стремимся зашифровать данные, а также обеспечиваем соответствие наших систем и инфраструктуры наших партнеров принятым в индустрии стандартам безопасности», — рассказывают в компании.
  • Безопасность данных. «Мы стремимся минимизировать использование конфиденциальных платежных данных в процессе оплаты. В физической среде с этой целью мы используем EMV чипы и технологию токенизации Visa Token Service. Эта технология позволяет заменить данные платежной карты (например, 16-значный номер карты) на уникальный цифровой идентификатор — токен, привязанный к платежам на конкретном устройстве, которым можно платить бесконтактно в физических терминалах продавцов», — поясняет Светлана Чирва.

Токенизация также успешно используется в электронной коммерции. Она позволяет защитить данные карт от компрометации за счет того, что токен выпускается под каждого продавца и не может быть использован в любом другом магазине. Также Visa Token Service позволяет банкам-эмитентам обновлять данные по перевыпущенным картам — и потребителям не придется вводить их в хранилища продавцов заново.

  • Аналитика данных. Visa использует аналитическую систему, способную оценивать риск каждой транзакции примерно по 500 параметрам. Это позволяет предотвращать случаи мошеннических операций и транзакций, совершаемых без согласия держателя карты.
Светлана Чирва. Фото из личного архива героини

Справка TUT.BY. Что такое Push Provisioning и как это работает

Push Provisioning — это дополнительный функционал Visa Token Service, который позволяет банкам-эмитентам от имени держателя карты выпускать токены и отправлять их в хранилища торгово-сервисных предприятий или в кошельки. Покупатель лишь выбирает, какому торговцу он хочет передать этот токен, после чего процесс передачи проходит без его участия. К одной карте клиента может быть выпущено несколько уникальных токенов. По прогнозам компании Accenture, к концу 2020 года 64% потребителей хотя бы раз будут использовать мобильный кошелек.

Какая ситуация на рынке труда в e-commerce и какие зарплаты у работников

Пандемия вносит корректировки на рынке труда. Компании, которые заняты в e-commerce, не исключение.

— С началом пандемии нам пришлось искать много новых сотрудников, чтобы удовлетворить высокий спрос, и сегодня компания продолжает расти очень динамично. Мы наняли новых курьеров, сотрудников склада и специалистов по закупкам. Также расширились команды IT и маркетинга, — рассказывают в компании 21vek.by.

Фото предоставлено 21vek.by

В самый разгар COVID многие офлайн-бизнесы были вынуждены оптимизировать штат, в том числе увольнять сотрудников из-за снижения рентабельности.

— Мы в частности и весь e-commerce в целом стали в каком-то смысле буфером, который принимал уволенных специалистов, обучал их и мотивировал работать в новых командах. Зарплатные ожидания у соискателей особенно не изменились, а мы, в свою очередь, всегда стремимся предлагать достойную оплату труда в рамках рынка. Сегодня в компании работает уже более 2500 человек, хотя еще год назад в штате было не более 1800 сотрудников, — поясняют в 21vek.by.

В Menu.by рассказывают, что из-за повышенного спроса тоже набирали новых работников:

— Мы растем, нам с каждым днем надо больше водителей, курьеров. Набор кадров идет каждый день, но сейчас уже не такими темпами, как раньше.

Директор компании рассказывает, что курьеры в среднем получают 1400−1500 рублей в месяц. Хороший курьер может получать до 3500 рублей. Но это физический труд. И нужно учитывать, что средняя профессиональная жизнь курьера — 3−4 месяца, поясняет Ануш Нерсисян.

Какие прогнозы и ожидания по рынку e-commerce на 2021 год

По итогам года эксперты прогнозируют заметный рост интернет-торговли — от 4,5% до 7%. Самый оптимистичный прогноз делает Ассоциация предприятий онлайн-торговли, которая прогнозирует, что доля интернет-торговли в этом году может вырасти до 7% (для сравнения, в 2019 году этот показатель был на уровне 4,1%).

— Неопределенность будущего экономики Беларуси трудно игнорировать, мы всерьез обеспокоены негативными тенденциями и связанными с ними потребительскими ожиданиями. В то же время для нас это скорее вопрос изменения прогнозов темпов роста, но никак не сокращения продаж относительно 2020-го, — отмечают в 21vek.by.

В компании говорят, что на данный момент рассчитывают не на рост конкретно их доли в электронной коммерции — так как они и так лидер, а ожидают, что будет расти доля всего онлайн-ритейла в розничном товарообороте.

Фото предоставлено 21vek.by

— Сейчас онлайн составляет 5−6% от всего ритейла, что очень мало: в соседних странах этот показатель уже достигает 20%. Значит, мы должны быть готовы к растущему количеству клиентов, и при этом не только не терять, но приумножать качество сервиса. Как лидер рынка мы должны задавать стандарты качества обслуживания, но в первую очередь для нас главное не проигрывать самим себе. И в 2021 году мы планируем дальше расширять нашу сеть по всей стране, чтобы прийти даже в маленькие населенные пункты, — прогнозируют в 21vek.by.

Ануш Нерсисян считает, что e-commerce в 2021 году будет расти ускоренными шагами.

— Пандемия будет продолжаться, по всей видимости. В Великобритании обнаружили новый штамм коронавируса. Многие компании по-прежнему работают в удаленном формате. Количество заказов у нас растет.

По ее мнению, на рынке в ближайшее время можно будет наблюдать новые трансформации, возможно, появление новых мировых игроков. Menu.by планирует в перспективе запустить два новых направления, о которых задумались в пандемию. Но детали пока держат в секрете.

В Visa тоже отмечают, что темпы роста электронной коммерции возрастают. В компании полагают, что существует немало предпосылок для дальнейшего роста.

— Когда потребитель массово остался дома, а продавцы вынуждены были закрыть физические точки продаж, интернет стал не просто удобным, а зачастую единственным способом совершать покупки. С тех пор подобный потребительский опыт укоренился. Это означает начало новой эры электронной коммерции, где скорость реакции предпринимателя на изменение поведенческой модели потребителей становится все более важной. Одного присутствия в интернете недостаточно, — рассказывает Светлана Чирва. — Очевидно, что потребителям нужны скорость, безопасность и удобство в способах оплаты. Именно этот платежный опыт является ключевым фактором вовлечения покупателей и их последующего возврата на онлайн-платформу электронной коммерции. Недавнее исследование Visa показало, что 81% людей готовы платить больше за положительные впечатления от покупок, а 67% пользователей, покинувших корзины, так никогда и не совершают запланированную покупку. Учитывая количество пользователей в онлайн-пространстве сейчас, нам необходимо довести процесс покупок до совершенства: от поиска товаров до «бесшовности» платежей.

Партнер проекта:

Visa — мировой лидер в области цифровых платежей. Наша миссия — объединить мир посредством наиболее инновационной, надежной и безопасной платежной сети, что позволяет потребителям, бизнесу и экономике планомерно развиваться.

-10%
-15%
-20%
-65%
-10%
-8%
-30%
-15%