Владельцы сезонного бизнеса в пик спроса могут не спать ночами, зато в несезон — выдумывать себе занятия на рабочий день. Как они справляются в самые загруженные периоды? Чем расплачиваются с сотрудниками в «затишные» месяцы? С какими проблемами сталкиваются в течение года? Вместе с компанией «ГлавДоставка» расспросили об этом основателя магазина с каминами, руководителя центра антикоррозийной защиты и хозяина велобизнеса.
«В несезон стимулируем покупателей скидками и «черными пятницами»
Павел Белоус получил профессию программиста, но так и не поработал по специальности. Вместе с женой Натальей они решили вложить подаренные им на свадьбу две тысячи долларов в собственный бизнес. Так, в 2011 году в Беларуси появился интернет-магазин Оgon.by, продающий камины и дымоходы.

— Сайт я сделал сам. Жена помогала с бухгалтерией. Начали с дымоходов белорусского производителя, через два года в ассортименте появились печи. Первый наш склад находился прямо в гараже, работали мы чаще всего под заказ, а доставкой занимался я сам, поэтому больших расходов у нас изначально не было, — рассказывает Павел Белоус.
Стартовали Белоусы с нуля — пары заказов в день, сегодня же в среднем они обслуживают 15 клиентов за сутки. В основном это дачники и владельцы загородных домов, причем не только из Беларуси, но и из России. В пределах Минска и района заказы развозят своими силами, а уже для более длительных расстояний в компании пользуются услугами доставки на аутсорсе.
— Для тяжелых каминов у нас имеется свой штабелер. Но чтобы разгрузить товар и занести его в дом, клиентам уже на месте приходится самим кооперироваться, звать на подмогу знакомых. Как-то у нас заказали камин двухметровой ширины. Во время транспортировки он всю дорогу торчал из машины. А в дом его помещали с помощью крана, предварительно демонтировав окно.
Ассортимент семейного интернет-магазина постепенно расширялся, к перечню товаров добавились печи и камины из Сербии и Польши, через год заработал первый оффлайн-магазин — возникла необходимость в большом складе.
— Мы переезжали чуть ли не каждый год. Были у нас точки и в частном доме, и в подвале, и на шестом этаже. Но представьте, каково это — таскать по лестнице печи весом 160 килограммов. Найти постоянное место для магазина рядом со складом — настоящее чудо для нас, — говорит руководитель.
В бизнесе Павла, помимо него, сегодня задействованы еще три человека. Наш герой и его жена разбираются с документами, ведут переговоры с поставщиками. Менеджер работает с клиентами. Водитель-кладовщик занят приемом, отгрузкой и доставкой товаров. При этом каждый сотрудник владеет полной информацией о продукции, может проконсультировать клиентов.
— Дымоходы, печи, камины чаще всего закладываются на этапе стройки, а зимой ее обычно останавливают, так что спрос на нашу продукцию падает в этот период в два-три раза. Февраль может быть вообще почти нулевым по продажам. Но отдыхать даже в это время не выходит: мы максимально используем такое затишье, чтобы заполнять и обновлять сайт. Сейчас вот займемся ремонтом на складе, развитием магазина. Очень много работы с документацией, поэтому можно посвятить время ей. Ко всему прочему, чтобы нивелировать разницу в загрузке между сезонами, мы начали продавать оборудование для пчеловодства (медогонки, столы для распечатки сот). Также в «глухие» месяцы, дабы стимулировать покупательский спрос, постоянно устраиваем распродажи и «черные пятницы», — вводит в курс дела Павел.
При всем при этом владелец честно признается, что пару раз нехватка рук в горячий сезон приводила к форс-мажорам.
— Как-то мы ждали фуры с печками из Сербии и Польши. Они выехали в разные недели, но приехали в один день. Нам нужно было принять товар, разгрузить и при этом как-то вчетвером разобраться с потоком заказов. В итоге справились, но закончили рабочий день в полночь.
Руководитель говорит, что пока готов идти на такие сложности: нанимать людей на пару месяцев — вариант не для него.
— У нас достаточно специфический бизнес: придя просто с улицы, в тему не вникнешь. Нужно много изучать, разбираться. Поэтому мы и работаем сформированной командой. Посещаем международные выставки, самостоятельно изучаем информацию в интернете. Даже вечером вместо фильма можем посмотреть видео о монтаже камина.
«Вопрос хранения — самый большой вызов»
Центр антикоррозийной защиты KROWN заработал в Минске в 2015 году с подачи двух братьев, горячо увлеченных тематикой авто.
— Вместе с братом Сергеем мы всю жизнь занимались машинами, окончили факультет автомобилестроения БНТУ, — рассказывает руководитель центра Алексей Мухлаев. — В какой-то момент заинтересовались канадской технологией антикора от компании KROWN, работающей с 1986 года. Их технологию использовали во многих странах мира, но в Беларуси не применяли. Изучив наработки компании, мы поняли, что нужно предложить такую опцию и нашим автомобилистам.

Если не брать в расчет народные методы, в профессиональной сфере антикоррозийной защиты существует две школы — шведская и канадская. Шведские составы мастичные — черного или рыжего цвета. Канадская же методика предполагает химический способ защиты от коррозии и, что важно, полностью прозрачный: на поверхности авто просто образуется тонкая невидимая пленка, которая впоследствии и отталкивает всю влагу.
— Наше антикоррозийное покрытие позволяет видеть, что ты защищаешь и что происходит с элементами авто в процессе эксплуатации. Кроме того, состав формулы экологичен, он позволяет обрабатывать подвеску, все резиновые уплотнения, электрические разъемы. И все это за два с половиной — три часа, в то время как у конкурентов на процедуру может уходить больше суток, — поясняет Алексей.
За пару лет братья-партнеры смогли из маленького центра антикоррозийной защиты KROWN вырастить головной офис всех восьми подразделений компании в СНГ, открыть еще одну точку в Санкт-Петербурге и помочь запустить такой же бизнес бывшему клиенту в Солигорске.
Самым большим вызовом для компании в один момент стал вопрос хранения материалов и комплектующих.
— Начинали мы с заказа себе из Канады пяти бочек антикоррозийного состава. По мере наработки базы клиентов речь уже пошла о расходе десяти, а потом и 30. Думали арендовать ангар, но потом посчитали, что нужно будет не просто платить за помещение, а еще и нанять кладовщика, охранника, грузчика, купить штабелер. Очень выручило появление в Беларуси такого сервиса, как «ГлавДоставка», — признается Алексей. — Мы платим им только за то, что храним. И самое удобное, что компания сама всё загружает и разгружает, доставляет со склада не только в наш минский центр, но и в Санкт-Петербург, во Владивосток. Если бы не «ГлавДоставка», прямо сейчас мы бы ломали голову, куда деть 40-футовый контейнер.
Основной клиент центра — мужчина 27−35 лет с авто (иногда не одним), который бережно и с любовью относится к своему средству передвижения. Также обслуживаются машины, участвующие в триале, транспорт путешественников, грузовики, которые консервируются перед отправкой в другую страну по морю. При ежегодном обслуживании в центре здесь дают гарантию защиты от коррозии на весь срок эксплуатации машины.
Конец зимы и весна — достаточно затишное время для подобного бизнеса. Но не потому, что наносить антикоррозийную защиту сейчас нельзя. На самом деле это можно делать в любую погоду, даже в ливень.
— Просто в голове у людей связка, что коррозия приходит с дождями, а дожди начинаются осенью. Поэтому пик клиентов мы наблюдаем в начале сентября. Хотя гораздо логичнее было бы подготовиться к осени летом или вообще весной. Тем более, мы помогаем вымыть авто от соли после зимы, — объясняет герой.
Если в несезон за смену работники центра обрабатывают около пяти машин, то в горячее время загрузка увеличивается в четыре и больше раз. При этом заказы выполняются одним и тем же количеством персонала.
— В минском центре работает 20 сотрудников. Десять из них занимаются непосредственно технической частью. И да, весной-летом из-за небольшого количества заказов они недозагружены. Можно было бы сделать, как в Канаде или Западной Европе: повесить на двери центра замок и распустить всех на первую половину года. Но мы думаем о перспективе: наш персонал уникален, обучен и сертифицирован нами же, терять его невыгодно. Поэтому работаем круглый год, делая основную прибыль перед началом холодов, — вводит в курс дела Алексей.
Чтобы минимизировать расходы, в несезон сотрудники могут отправиться в отпуск. Кроме того, нехватку заказов компенсируют другими услугами. Например, в центре всегда можно помыть машину, отполировать или заказать химчистку салона. Также на поиск новых клиентов безостановочно работает реклама.
— На рекламные кампании мы тратим тысячи долларов. Здесь и работа в соцсетях, и активности с блогерами. Но с ними всё тоже зависит от сезона: конкурировать зимой с елками и подарками бессмысленно, поэтому мы выключаем рекламные кампании на этот период. А самые большие активности реализуем именно в сезон: с осени до зимы.
«Приезжайте на техобслуживание велосипеда зимой»
«ДраконБайк» начинался в 1990-х с небольшой точки на рынке в Ждановичах. А теперь под этим брендом в Минске работают два больших оффлайн-магазина с мастерскими и интернет-магазин велосипедов и аксессуаров.
— До недавнего времени бизнес возглавлял мой отец. Я пришел к власти два года назад, — улыбается сегодняшний руководитель Павел Полях. — Папа в свое время работал на велозаводе. Хорошо погруженный в тему, он позже начал скупать старые велосипеды и восстанавливать их прямо на балконе. Приводил к такому виду, что не все могли определить сходу, новые они или нет. Сам я уже с семи лет участвовал в процессе: например, зачищал раму перед покраской или помогал собирать.

Как раз под управлением Павла в 2019 году запускался второй оффлайн-магазин.
— На самом деле мы пробовали расширяться еще в 2013 году. Открыли большую точку на 400 «квадратов» на улице Чкалова, но нас подтопили — залитый товар принес большие финансовые потери. Усложнил ситуацию скачок курса доллара. В общем, ту точку мы тогда закрыли. Но сейчас в моих планах расширяться и дальше: в идеале — открыть филиалы в других городах Беларуси. Причем важно, чтобы магазин всегда дополнялся мастерской. Установка деталей мастером гарантирует их долгую и надежную службу, — рассказывает Павел.
Сегодня более 11 тысяч человек имеют дисконтную карту сети. В основном это любители и профессионалы велодвижения в возрасте от 16 до 38 лет. В магазине рассказывают, что в 2020 году, в связи с коронавирусом, количество клиентов у них возросло: люди не уезжали за границу и чаще путешествовали по Беларуси на велосипедах. Со всем клиентским потоком работает коллектив из 16 человек. Каждый сотрудник разбирается в товарах и ремонте велосипедов.
— По Минску и району заказы развозим мы с отцом. Но это, безусловно, сложно: я на работе до семи и домой возвращаюсь поздно. У магазина — всего три выходных в году. Чтобы как-то разгружать себя, планируем нанять курьера, — делится Павел.
Особая нагрузка на всех без исключения ощущается с середины февраля по сентябрь — в самый сезон.
— Люди приходят и просят подготовить велосипед «прямо сейчас». А в сезон перед ними может уже выстроиться очередь из 20 таких же заказчиков. В итоге человек получит велосипед обратно не раньше, чем через неделю. Именно поэтому я советую приезжать к нам на техобслуживание зимой: и очередей никаких, и дешевле выйдет. Это как с шубами, — сравнивает Павел.
Впрочем, в холодное время года ребята тоже не расслабляются. Они готовятся к весне: заказывают товары, отслеживают новинки мировых брендов, ездят на выставки за рубеж.
— Да, зимой могут быть такие дни, что мы, образно говоря, «плюем в потолок», — искренне признается руководитель. — Но при этом в зарплате мои сотрудники никогда не теряют: они не должны страдать в материальном плане, завися от сезона. Я стараюсь всегда платить им «ровно». Делать это позволяет работа весной-летом, которой мы и обеспечиваем себе неголодную зиму.
В последние годы, по словам Павла, белорусы все меньше боятся ездить на велосипедах и зимой: прямо сейчас ежедневно к ним заглядывают за резиной с металлическими шипами, шапками, перчатками, антикоррозийными средствами. С учетом спроса, в продаже также появляются лопаты для снега, омывающие жидкости для авто. На продвижение этих товаров настраивается и зимняя реклама.
Бизнес продвигает себя в основном за счет SEO и рекламных постов в социальных сетях. В ближайшем будущем владельцы планируют нанять сотрудников для более плотной работы с поисковой оптимизацией сайта и соцсетями, а также арендовать складское пространство.
— Склад поможет избежать ситуаций из прошлого: когда приходит две тонны товара, и всё это в коробках стоит посреди зала в ожидании сортировки. Клиентам приходится их обходить. В скором времени мы решим эту проблему.
Партнер проекта:
Оказываем услуги ответственного хранения для бизнеса: предоставляем места на складе и берем на себя заботы о том, чтобы товар был в полной сохранности. Комплектуем, доставляем грузы для юридических лиц по Беларуси, а также в Россию, Казахстан и Киргизию.
Партнер проекта:
Оказываем услуги ответственного хранения для бизнеса: предоставляем места на складе и берем на себя заботы о том, чтобы товар был в полной сохранности. Комплектуем, доставляем грузы для юридических лиц по Беларуси, а также в Россию, Казахстан и Киргизию.